Анастасия Трюхова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «В гостях у царицы Грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе.
Тема: ««В гостях у царицы Грамматики»
Цель: систематизирование знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению, пополнение и систематизация знаний о ранней весне, ее приметах
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „В гостях у царицы Грамматики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять навык звукослогового анализа слов.
• Закрепить графический образ букв.
• Закреплять навык чтения слогов и слов.
• Закреплять умения составлять предложения по опорным схемам.
• Закреплять умение делить слова на слоги
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать память и зрительное внимание, мышление.
• Развивать общую и мелкую моторику координацию речи с движением.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве.
• развивать физиологическое дыхание у детей
• выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Методы и приемы: словесный (пояснение, ответы на вопросы, наглядный (картинки, практический, игровой (игры, ИКТ
Оборудование: экран, голос царицы Грамматики; проектор; презентация, столы для продуктивной деятельности, музыкальные фрагменты, мольберт, лента- ориентир, ткань зеленая
Демонстрационный материал:деформированные буквы; лепестки цветка с заданием; картинки «Весна», жуки для дерева, интерактивная игра, сундук с медальками
Раздаточный материал:массажные коврики, капелька, зеркала в коробке по количеству детей, салфетки, свеча, картон, мука, поднос, гелевые шары-6 шт., массажные мячи – 6 шт., предметные картинки для составления звуковых схем слов, цветные фишки; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений; ложки, ведра, бейджики
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками и буквами, их характеристикой, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, составление звуковых схем слов, знакомство с предложением, составление графических схем простых предложений, чтение слогов, коротких слов и простых предложений.
Ход занятия:
Части НОД Время Содержание Деятельность детей
Вводная часть
1. Организационный момент.
Цель:создание благоприятной атмосферы на занятии 2 мин.
Слайд №1 картина весны Дети входят в группу под музыку Звучит песня
2. Пальчиковая игра «Здравствуйте»
Цель: Развивать мелкую моторику
пальцев рук
Л: Ребята, посмотрите сколько здесь гостей! А давайте поздороваемся сегодня необычно с помощь пальчиков!
Большие здороваются громко….
А указательные здороваютсяшепотом….
А мизинчики здороваться хитренько….
А с гостями мы здороваемся радостно….
Сегодня утром по дороге к вам, на меня упала капля с крыши. Вот она (показать каплю). О чем это говорит? (Дети высказывают свои предположения. Подвести к тому, что наступила весна.)
Л: Давайте поиграем в игру «капелька». Вам нужно друг другу передавать капельку и называть приметы весны. Может вам поможет вспомнить приметы весны эта картина? (Дети смотрят на картину и дополняют весенние приметы)
Дети проговаривают слова приветствия и показывают движения руками и мимикой
Разводят руки в стороны
Дети высказывают свои предположения.
1. Весной солнце светит и греет. День длиннее ночи.
2. Тает снег, появляются первые проталины.
3. На проталинках расцветают первые подснежники.
4. Снег тает, журчат весёлые ручейки.
5. Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран.
6. Просыпаются животные и насекомые после зимней спячки.
7. Люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.
Основная часть
II. Сообщение темы занятия.
Слайд №2 жуки- буквоеды и цветок Звучит сигнал SOS : «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злые жуки- Буквоеды, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание они хранят в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
Ребята к нам обращается царица грамматики
Смотрят на экран
II. Закрепление изученного материала.
1. Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата - нам нужно подготовить язычки необходимо сделать артикуляционную гимнастику.
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Не руками, не ногами,
А своими язычками.
Артикуляционная гимнастика
Сосулька тает.
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Капель стучит по крыше.
Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Лопаются почки на деревьях.
Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
Но вот теперь я вижу, что вы готовы отправиться на помощь к Царице Грамматики! Садятся на ковре кругом берут из коробки зеркала и салфеткивыполняют артикуляционную гимнастику
Убирают зеркала в коробку
2. Разгадывание загадок
Цель: Развивать словесно-логическое мышление
Слайд №3 Гласные и согласные звуки
Слайд №4 Речь А вот и серединка цветка о которой говорила Царица Грамматики на ней что-то написано:
Если мы правильно назовем жителей этой страны мы попадем в звуковое Царство.
Ребята, а чем же отличаются звуки и буквы?
На какие 2 группы делятся все звуки?
На какие подгруппы делятся согласные звуки?
Каким цветом мы обозначаем звуки?
гласные и согласные
твердые, мягкие
3. Буквы с недостающими элементами
Цель: Закрепить графический образ букв.
4. Написание буквы свечкой на картоне
Цель: развивать зрительную память
Слайд №5лепесток
Слайд №6 буквы
Слайд № 7 Жуки А вот и первый лепесток с заданием.
Л: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены жуком-Буквоедом. Что это за буква, вы узнали?
Давайте попробуем восстановить буквы у меня есть для этого волшебный способ. Сейчас я раздам вам волшебные карандаши картон нарисуйте свою букву на картоне
А теперь я посыплю волшебный порошок
Внимание на экран
Мы справились выполнили задание и победили одного жука буквоеда
На дереве разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов, каждый ребенок берёт букву
Дети пишут буквы
Смотрят на экран один жук исчезает
.5. Физминутка.
Цель: развитие общей моторики и умения соотносить речь с движением Слайд №8 Ежик Ребята мы справилась с первым заданием теперь можно и отдохнуть
Идут к коврикам берут каждый по мячику су-джок
6. Интерактивная игра «Определи место звука в слове»
Цель: Закреплять навык звукослогового анализа слов.
Слайд № 9 Лепесток
Слайд №10 Жуки Займите свои места и следующий лепесток и следующее задание
Вы загадки разгадали,
В волшебную страну попали,
Если место звука вы найдёте
Быстро дальше вы пойдёте.
В слове звук определяйте
Фишки с толком выбирайте.
каждый выполняет на месте, а одного из вас я приглашу к доске
Внимание на экран. Если мы выполнили правильно сейчас что-то произойдет
Ребята еще один жук побежден! Встают у столов у каждого ребенка схема и фишки 3 цветов, 1 ребенок работает у доски
Смотрят на экран один жук исчезает
7. Игра с гелевыми шарами «Встречу каплю на дороге и сложу ее я в слоги»
Цель: Закреплять навык чтения слогов.
Формировать навык совместной работы в паре.
8. Дыхательная гимнастика
«Весенние цветы»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей Слайд №11Лепесток
Слайд №12 тучка
Слайд №13 Жуки
Слайд №14
музыка релакс
Следующий лепесток и третье задание
Тучка по небу летит,
Она из капель состоит.
Соединить нам капли нужно
Будет путь тогда открыт.
Ребята посмотрите а вот и тучка, она состоит из капель, но капельки не простые на них что-то написано. Выберите себе капельки под музыку будем гулять и искать себе пару чтоб составить слог
Какой слог получился у ….
давайте отпустим наши капельки и проверим как мы справились с этим заданием. Внимание на экран
Посмотрите еще одним злодеем стало меньше
(расстилается зеленая ткань с приклеенными цветами)
Л: вот мы и очутились на полянке. Давайте полюбуемся присядем, закроем глаза вдохнем поглубже аромат весенних цветов Каждый ребёнок берет каплю-шарик с написанными буквами, называет букву. Объединившись в пары читают получившиеся слоги.
Берут цветок
(Вдох- носом, выдох- ртом 3 раза)
9. Игра «Весенние цветы»
Цель: Закреплять навык чтения слов.
Слайд №15 Лепесток
Слайд №16 Жуки Ребята у нас новое задание. Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.
Давайте найдем цветы одинакового цвета и встанем парами и прочитаем слова которые у нас получились
Внимание на экран. Мы справились с еще одним заданием, еще один злодей побежден Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова:,
Смотрят на экран
10. ФизминуткаОркестр
Цель: развитие общей моторики и умения слушать ритм Слайд №17оркестр музыка какое у нас хорошее настроение можно и повеселиться Детям предлагается выполнить упражнения.
11. Игра «Раздели слово на слоги»
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги
Слайд №18Лепесток
Слайд №19 Жуки Л. Ребята у нас новое задание
Которое разрушит чары жуков буквоедов. Мы продолжаем идти на помощь к царице Грамматики, но идти мы будем необычно а по ориентирам
Слово вслух вы называйте,
Слоги в слове сосчитайте
Какое слово выло самое длинное?
Какое слово было самое короткое?
Сколько слогов в твоем слове?
Внимание на экран. еще одно задание выполнено
У нас получилось разрушить чары жука Дети встают в одну шеренгу. На стене картинки, дети называют слова делят его на слоги
Смотрят на экран
11. Задание «Составь по схеме предложение»
Цель: Закреплять умения составлять предложения по опорным схемам.
Слайд №20Лепесток
Слайд №21 жук
Л. Следующий лепесток и ШЕСТОЕ задание оно самое трудное и поэтому мы будем работать в команде. Занимаем места согласно цвету, на бейджике
Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.
Ребята перед вами схемы предложений. Что обозначают эти прямоугольники?
Ваша задача составить предложение по схеме на тему весна, а подсказкой для вас картины на столах. готовы? Дети составляют предложения по схемам.
Количество слов в предложении
Слайд №22Цветок
Слайд 23 Изображение царицы
Слайд №24
Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. Ребята лепестки то непростые, на них написаны буквы.
Логопед : Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?
Голос Царицы :
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела.
И дружить и дорожить,
И добро друзьям дарить».
Ребята какие мы молодцы смогли победить жуков буквоедов!
Л: а теперь встанем в круг, закроем глазки. Вот мы и вернулись назад в детский сад. Составляют из букв слово дружба
III. Итог занятия.
Цель: развивать умение
делать выводы
Слайд № 25 подарок
Л: - Скажите, ребята, а что вам понравилось сегодня на занятии?
- Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?
Что было трудно?
С чем справились легко?
Л: Вот наше занятие и подошло к концу. Давайте скажем до свидание нашим гостям.
Ой, ребята, посмотрите, что вам передала царица Грамматики.
(выносится сундук обклеенный буквами в нем угощение и медальки)
Дети прощаются с гостями