Татьяна Малкова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква «Ч». Полёт к знаниям»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч, развитие в детях чувства патриотизма, любви к Родине.
Задачи:
Образовательные: - закрепить четкое произношение звука (ч);
- закрепление умения давать звуковую характеристику звукам;
- закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик-, -чек-, чок-;
-закрепить навык чтения;
- закрепление графического образа буквы Ч;
- развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;
- развитие мелкой и общей моторики;
-развитие слухового внимания.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук [Ч] и буква „Ч“, Полёт к знаниям“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- развивать память, внимание, логику.
- развивать умение работать самостоятельно и в паре.
Воспитательные:
- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
- воспитывать любовь к родному языку.
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине и родному языку.
Оборудование: презентация, панно «Космос», схема характеристики звука, мяч, предметные картинки, счетные палочки, звёздочки (зеленые, синие, красные, тетради, пеналы, медали.
Ход занятия.
Организационный момент. Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Беседа о времени года.
В: – Ребята, какое время года наступило?
Д: – Наступила весна.
В: – Весна какая?
Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
В: – Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: – Март, апрель, май.
В: – Какой сейчас месяц?
Д: – Сейчас месяц апрель.
Мотивация
В: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.
В: 12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в открытый космос, ставший одним из самых важных событий в истории всего человечества. Первый советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин сказал: «Поехали!», открыв эру освоения человеком космического пространства. Я сегодня вам предлагаю совершить полёт к новым знаниям и познакомиться с новым звуком и буквой. Мы попутешествуем по необычным планетам, на которых находятся интересные задания для вас. Вы согласны?
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Итак «Поехали!»
(Дети садятся за столы)
Планета «Звукознайка»
В: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает»
Дети: Чаще всего слышится звук (ч).
В: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Давайте дадим характеристику звуку (ч). Произнесите этот звук.
Дети: Ч-ч-ч.
В: Звук (ч) можно пропеть?
Дети: Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный.
В: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч). Наше горлышко спит или работает?
Дети: Горлышко спит.
В: Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?
Дети: Звук (ч) глухой.
В: Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.
(Имя ребёнка, дай полную характеристику звука (ч).
Ребёнок: Звук (ч) согласный, глухой, всегда мягкий.
Основная часть
1. В: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
В: Молодцы, все были очень внимательными.
Планета «Слогознайка»
В: Ребята, что такое слог?
Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
В: Буду я сейчас слоги говорить,
Слоги нужно так поставить,
Чтобы слово получить.
В: СЫ, ЧА
Дети: ЧАСЫ.
(ЧА, ДА КА, ТОЧ ЧА,ТУ НИК,ЧАЙ КА, ЧАШ)
Давайте теперь узнаем сколько слогов в этих словах (хлопкам по ладоши)
Физминутка «Буратино»
Планета «Словознайка»
В: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Надо назвать предмет и определить место звука (ч) в слове Посмотрите, на столе лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).
Как только дети найдут все картинки со звуком (ч) воспитатель предлагает назвать предмет и определить место звука (ч) в слове:
Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч)
В:. Отлично вы справились с заданием. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом)
Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:
(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)
Планета «Буквознайка»
В: А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме
Дети : да/нет
В: Выложите на столе из счетных палочек букву Ч, Проверим, смотрим на слайд. Выложите справа от буквы Ч букву А.
Дети выкладывают и читают получившийся слог ЧА.
В: Ребята, а если звук (а) заменить на звук (у) какой слог получится?
Получится слог ЧУ, а теперь УЧ
В: Дети, выложите слева от буквы У букву Л.
Какое слово у тебя получилось?
Д: ЛУЧ.
Звуковой анализ слова
Открываем тетради, рисуем звуковой домик.
В: А сколько звуков в слове луч?
Дети: три звука.
Дети заполняют схему слова.
Один ребёнок работает у доски. Далее проверка, с объяснением каждого звука.
Подведение итогов:
Ребята, мы с вами облетели все планеты.
Вы запомнили с каким звуком и буквой мы познакомились?
Дети: Да, со звуком и буквой Ч.
В: Какой это звук? Дети отвечают.
В: На этом мы с вами заканчиваем и возвращаемся домой.
Чу – чу – чу, в космосе лечу.
Им – им – им, на ракете мы летим.
Ды – ды – ды, долетели до звезды.
Ой – ой – ой, возвращаемся домой.
Рефлексия. Чтобы наш полет стал еще ярче, прикрепим звездочки разных цветов. Если занятие было интересным и познавательным – возьмите зелёную звездочку, если что-то не получилось или не понравилось возьмите синюю звездочку, если все было скучно и ничего нового вы сегодня не узнали – возьмите звездочку красного цвета – и прикрепите ее к картинке. (Дети подходят по очереди и крепят звездочки на панно).
А вам, ребята, за ваши старания, я даю космические медальки, можете положить их в кармашки.
А наше панно мы доработаем ещё с вами и она будет напоминать нам о важном событии нашей страны, о Дне космонавтики.