Фатима
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие на планету Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
"Космическое путешествие на планету Грамотейка"
Цель:
Выявление уровня знаний детей; готовности к школе.
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Закрепить у детей знания, полученные ранее.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Космическое путешествие на планету Грамотейка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
Развивать мышление, внимание, память.
Воспитательные :
Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Добиваться большей активности детей на занятии.
Сделать педагогический процесс более эмоциональным
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, рассказы о космосе и космонавтах, изучение строения солнечной системы.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Материалы и оборудование:
Изображения космоса, планет, космического корабля, инопланетянина, весёлых человечков, Карточки с предложениями и их схемами. Магниты красного, синего, зелёного цвета. Проигрыватель, аудиозаписи.
Методы и приемы: игровая ситуация, создание ситуации успеха, беседа, разминка.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте.
Беседа о времени года.
– Ребята, какое время года наступило?
– Наступила весна.
– Весна какая?
– Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
– Какие весенние месяцы вы знаете?
– Март, апрель, май.
– Какой сейчас месяц?
– Сейчас месяц апрель.
Постановка учебной задачи.
– Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
– Вся страна отмечала день Космонавтики.
Вводная часть.
(Столы расставлены в форме ракеты. Дети стоят у доски полукругом).
Ребята, посмотрите, какой космический корабль приземлился у нас. (Выставляются картинки космического корабля и инопланетянина).
- Ребята, если наш гость прилетел с другой планеты (иной, значит он кто (инопланетянин?
- На чем он прилетел? (на космическом корабле)
- Давайте узнаем, кто он? Откуда?
- Гость молчит. Почему? (не умеет говорить)
- А мы с вами умеем говорить?
- Да, все земляне обладают таким богатством, как речь!
- На каком языке мы сейчас говорим?
- Как вы думаете, сколько букв в русском языке?
- Я предлагаю подарить гостю частичку нашего русского языка.
Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. А как называются люди, летающие в космос? (Космонавты)
Основная часть
Д/и «Скажи наоборот».
Чтобы узнать, каким должен быть настоящий космонавт, мы поиграем в игру (Дети подбирают противоположное по значению слово).
ленивый – трудолюбивый
злой – добрый
слабый – сильный
медлительный - быстрый
неряшливый – аккуратный
грустный – весёлый
нервный – спокойный
трусливый – смелый
неуклюжий – ловкий
Педагог: Правильно. Молодцы! Я уверенна, что вы обладаете всеми качествами космонавтов, и готовы отправиться в полет!
А на чем летают в космос? (На ракете).
Педагог: Совершенно верно. Вот и для вас из конструкторского бюро прислали специальную ракету для юных космонавтов. Экипаж, надеть скафандры! Надеть шлемы! Надеть перчатки! Внимание! Приготовиться к старту! Начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. (Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).
Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
Педагог: Ну, вот мы и в космосе.
Посмотрите как здесь красиво
(на экране появляется изображение космоса)
Педагог:В космосе нет кислорода, и чтобы экономно расходовать запас воздуха в ракете, не забывайте в полете правильно дышать. Носом-вдох, ртом-плавный выдох. (Выполняют дыхательную гимнастику).
Педагог: Мы прилетели на планету Меркурий. Займите свои места!
Ребенок: Это самая маленькая планета нашей солнечной системы. Меркурий расположен очень близко к Солнцу, поэтому на этой планете очень жарко.
Педагог: Посмотрите, какие необычные цветы на Меркурии. Да это же зеркальные цветы, они умеют повторять все движения. Давайте проверим, смогут ли эти необычные цветы повторить за нами наши движения. (Проводится артикуляционная гимнастика)
Упражнения «Заборчик», «Хоботок», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Лошадка»
Педагог: А теперь давайте оставим цветы на их планете, а сами отправимся путешествовать дальше.
Педагог: На нашем пути три планеты – «Слогознайки».(Деление слов на слоги)
Педагог: На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Закрепите картинки на доске под нужной планетой.
1) Дом, луг, дождь.
2) Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.
3) Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.
Педагог: Молодцы, помогли словам вернуться домой.
Педагог: А мы отправляемся дальше. На нашем пути отгадайте что:
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это чёрная…. (дыра)
Звуковой анализ слова.
Но сначала давайте вспомним:
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
Ребенок:
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
Ребенок: А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Как мы обозначаем твердые согласные звуки? Согласные мягкие звуки?
Педагог: Молодцы, ребята! Про звуки вы все знаете!
Педагог: Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, выложите звуковую схему слова. (Анализ слова дыра)
Педагог: Благополучно пролетели мимо чёрной дыры и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели.
Педагог: Мы прилетели на планету Сатурн. Это самая красивая и необычная планета. Ребята, а чем необычен Сатурн, чем эта планета отличается от других планет? (Ответы)
Педагог: Правильно. Кольцо вокруг Сатурна чем – то напоминает беговую дорожку. Наверное, это очень спортивная планета. Нам пора немного отдохнуть. Давайте на ней порезвимся и поиграем.
Физкультминутка «Танец зебрика»
Педагог: Ну а нам пора отправляться в путь. Мы прилетели на планету Венера. Это очень красивая планета. Планета получила своё название в честь богини красоты - Венеры. На нашем пути следующее испытание. Очень интересная игра, которая называется «Узор из звуков».
Педагог: Ребята, возьмите конверт. Достаньтекарточку с картинками, определите, на какой звук начинаются названия картинок. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с того же звука, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор.
Педагог: Молодцы! Вы и с этим заданием справились! Нам пора в путь!
Педагог: На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Дети (хором) :Комета
Педагог: Возьмите карточку с изображением кометы, на хвосте которой разместилась картинка
и графическая схема маленького слова. Составьте предложение. (Д/и «Составь предложение»)
Педагог: Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Какое маленькое слово есть в предложении?
Педагог: Молодцы! Вы и с этим заданием справились!
Педагог: Ребята, нам пора возвращаться домой. Чтобы поскорей очутиться дома, мы совершим стремительный перелет. Мы с вами закроем глаза, вслух сосчитаем до трех, и окажемся на Земле. (Считают до трех).
Итог занятия.
Педагог: Мы прилетели с вами на нашу родную планету – Земля. Вот и завершилось наше космическое путешествие. Вам понравилось путешествовать в космосе (Ответы).
Ребята, скажите, что вам понравилось больше всего?
С каким заданием вы справились легко?
Какие трудности испытали сегодня на занятии?
С каким настроением вы уходите с занятия?
Педагог: Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными Я благодарю вас. Спасибо!
Педагог: Ребята, вы дружный и смелый космический экипаж! И за ваши умения и старания вы награждаетесь медалями и сладкими угощениями.