Ирина Катищина
«Волшебная рукавичка». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Волшебная рукавичка!»
(экспериментирование по расширению представлений у детей о магните).
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса, развитие логического мышления и наблюдательности формировать умения работать в коллективе, стремление к коллективным действиям.
Задачи: 1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы. («Познание»)
2. Учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом, способствовать позитивному отношению к миру. («Социализация»)
3. Развивать умение поддержать беседу, работать в подгруппах, высказывать и отстаивать свою точку зрения. («Коммуникация»)
4. Эмоционально реагировать на литературные произведения. («Чтение художественной литературы»)
5. Воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам, вырабатывать привычку убирать своё место. («Труд»)
Методы и приёмы: Практические (эксперименты, выполнение заданий с наглядным материалом);
Наглядные (демонстрация опыта);
Словесные (рассказывание, слушание вопросов, беседа).
Материалы и оборудование: Рукавичка с вшитым магнитом, магниты на каждого ребёнка, тарелочки, стаканчики, бумажные кораблики, «море» из картона, коробочка с металлическими предметами: скрепки, гвоздики, саморезы, болты, гайки и др; и неметаллическими предметами: бумага, крупа, дерево, пуговки. Вода, посылка, конверт, шляпа и накидка, ноутбук, проектор, пуфики.
Предварительная работа: Чтение глав из книги Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитными рыбками, игры с магнитами в уголке экспериментирования.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент. (Эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки)
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Восп. - К нам сегодня рано утром пришел в группу почтальон и принес посылку. Сейчас мы узнаем, от кого она пришла и кому предназначена, а для этого нужно прочитать адрес. (Воспитатель предлагает детям прочитать адрес).
- Ребенок читает: - Кому: Детский сад “116” детям старшей группы От кого: Магнита Магнитыча
- Восп. - Я думаю всем интересно, что же в этой посылке, и мы ее конечно откроем.
2. Проблемная ситуация. (Воспитатель открывает посылку).
- Восп. - Ой, ребята смотрите, какая красивая рукавичка. Как вы думаете что – же мне делать с ней?
- Ребёнок: - Рукавичку нужно надеть на руку.
- Восп. - Она может быть непростая, а волшебная? Ой, а здесь какая-то коробочка. Давайте, ребята, посмотрим, что в ней лежит.
- Сколько здесь различных предметов. (Открывает и берет предметы рукавичкой со словами)
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите
- Восп. – Ой! Что это? Что происходит с предметами?
- Дети: - Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают.
- Восп. - Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, что лежит в рукавице?
(рассматривание рукавицы, видят магнит).
- В чём же секрет рукавички? (Ответы детей).
- Восп. - Какое свойство есть у магнита?
- Дети: Он притягивает к себе предметы из металла, а из дерева, бумаги, пластмассы не притягивает. Поэтому, эти предметы примагнитились.
- Восп. – А здесь еще есть письмо (читает). Магнит Магнитыч приглашает нас в свою волшебную лабораторию, чтобы больше узнать о свойствах магнита.
А что бы в неё попасть, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова: Покружись, покружись в лаборатории очутись. (Одеваю колпак и накидку)
3. Организация экспериментальной деятельности.
М. М. (звучит звукозапись)- Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы посетили мою лабораторию. Сначала напомню некоторые правила. В лаборатории нужно работать в специальной одежде. Предлагаю надеть вот эти колпаки. Во время работы должна быть тишина и порядок на столах. Нельзя шуметь и толкаться, выполнять только те действия, которые необходимы. В лаборатории надо работать дружно. (Дети присаживаются за столы)
- Я вижу, вы раскрыли тайну моей Волшебной рукавички?
- В чем же она заключается? Какие предметы притягивает магнит? (ответы)
Воспитатель – У вас на столах лежат магниты, давайте их рассмотрим. (дети рассматривают магниты)
Какой магнит на ощупь? (твердый, холодный, гладкий и т. д.)
-М. М. - Положите его на руку. Что вы чувствуете, какой магнит по весу? (магнит тяжелый)
Воспитатель ВЫВОД: Магнит - это природный камень, который умеет притягивать железо, Магнит твердый, холодный, тяжелый. А кто знает стихи о магните?
- Ребенок: Мы с мамой взяли магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит-проказник!
Я вам сейчас расскажу одну старинную легенду (Дети садятся на коврик, звучит спокойная музыка.) По звукозаписи слушают рассказ Магнита Магнитыча
Легенда о появлении магнита (звукозапись)
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».