МААМ-картинки

Опорные схемы как вариант развития речи обучающихся в ДОУ

Ильюшина Марина Александровна
Опорные схемы как вариант развития речи обучающихся в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из характернейших и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые детские вопросы. Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научится найти каждому явлению место в своей памяти? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т. е при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни. Следовательно, очень важно с самых первых шагов ребенка в детском саду научить его целостному взгляду на мир, дать представить пусть неполную, но целостную картину мира. Процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Это позволяет показать всеобщую зависимость ребенка с окружающей его действительностью.

В задачи педагога входит не только знакомство ребенка с окружающим миром, но и обучение способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Специфика работы с детьми дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию определяется тремя важнейшими ограничениями:

-дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением, записями в тетрадях и т. д.

-личный жизненный опыт ограничен их ближайшим окружением;

Первое из этих ограничений порождает необходимость замены традиционных текстов изображениями. Очень полезным в этом процессе является так называемый «пиктографический» метод представления учебного материала: опорные схемы, наглядные модели, символы. Прежде всего «пиктограмма» - это ребус, то есть игра. Но при помощи такой игры, возможно научить ребят воспринимать и прочитывать «задание», сопоставлять данные со своим личным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.

Многие исследования доказали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, схем, рисунков, чертежей, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты, собственных действий, что является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Опорные схемы — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны "рождаться" на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Цель опорных схем — ". изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В. Ф. Шаталов, облегчил запоминание.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что - либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.

Часто у детей возникают затруднения в следующем:

- самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

- установлении последовательности изложения выявленных признаков;

- удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

Чтобы избежать этих затруднений, необходимо использовать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т. д.

Этапы работы с опорными схемами

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

1. Введение элементов, символов. Например, обозначения:

- цвета;

- формы;

- величины;

- действия.

2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах НОД, в различных видах деятельности.

У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

3. Введение отрицаний.

Например, обозначения: - не круглый ; - не съедобный.

4. Сочетание символов, «чтение» цепочками символов.

Например, в левом верхнем углу большой круг.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Так, например, именно детьми было подсказано изображение двух стаканов: полного и перечеркнутого пустого при составлении опорной схемы к структуре арифметической задачи (ответ должен быть полным).

6. Творческое создание детьми опорных схем.

(По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.)

Трудности, возникающие при работе с опорными схемами

При использовании опорных схем, символов дети не всегда могут абстрагироваться от символа, условного изображения, начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания, обсуждения.

Эта проблема возникает у отдельных детей на 1,2,3 этапе и не длится долго. Также работа может быть затруднена на 5-6 этапах из-за небольшого изобразительного опыта детей, а в младшем возрасте — из-за незнания букв, цифр, знаков.

Чтобы преодолеть некоторую робость и неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать "зарисовку" загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость.

Например:

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

Можно предложить детям задание на коллективный поиск, обсуждение изображений радости, горя, ветра, света и т. д.

Использование опорных схем в составлении описательных рассказов.

С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих, описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине. Например: "Составь рассказ. Ты видишь на картине его середину, но не видишь того, что было раньше, и чем закончилась история. Эти части рассказа надо придумать".

Остановимся подробнее на принципах составления и использования схем-моделей.

Лист картона 45х30 см разделён на 6 квадратов (по числу характерных признаков предметов, объектов или времен года, о которых надо рассказать).

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Схемы-модели можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах и ребусов, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Публикации по теме:

Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития. Часть 3.Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития. Часть 3. «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1 [Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало). b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2 Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития (продолжение). В предыдущей публикации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опорные схемы как вариант развития речи обучающихся в ДОУ
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 12:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опорные схемы как вариант развития речи обучающихся в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ильюшина Марина Александровна (УИ 428600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД