Ильюшина Марина Александровна
Опорные схемы как вариант развития речи обучающихся в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые детские вопросы. Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научится найти каждому явлению место в своей памяти? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т. е при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни. Следовательно, очень важно с самых первых шагов ребенка в детском саду научить его целостному взгляду на мир, дать представить пусть неполную, но целостную картину мира. Процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Это позволяет показать всеобщую зависимость ребенка с окружающей его действительностью.
В задачи педагога входит не только знакомство ребенка с окружающим миром, но и обучение способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Специфика работы с детьми дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию определяется тремя важнейшими ограничениями:
-дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением, записями в тетрадях и т. д.
-личный жизненный опыт ограничен их ближайшим окружением;
Первое из этих ограничений порождает необходимость замены традиционных текстов изображениями. Очень полезным в этом процессе является так называемый «пиктографический» метод представления учебного материала: опорные схемы, наглядные модели, символы. Прежде всего «пиктограмма» - это ребус, то есть игра. Но при помощи такой игры, возможно научить ребят воспринимать и прочитывать «задание», сопоставлять данные со своим личным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.
Многие исследования доказали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.
У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, схем, рисунков, чертежей, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты, собственных действий, что является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Опорные схемы — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны "рождаться" на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.
Цель опорных схем — ". изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В. Ф. Шаталов, облегчил запоминание.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что - либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.
Часто у детей возникают затруднения в следующем:
- самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;
- установлении последовательности изложения выявленных признаков;
- удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.
Чтобы избежать этих затруднений, необходимо использовать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т. д.
Этапы работы с опорными схемами
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1. Введение элементов, символов. Например, обозначения:
- цвета;
- формы;
- величины;
- действия.
2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах НОД, в различных видах деятельности.
У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.
3. Введение отрицаний.
Например, обозначения: - не круглый ; - не съедобный.
4. Сочетание символов, «чтение» цепочками символов.
Например, в левом верхнем углу большой круг.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Так, например, именно детьми было подсказано изображение двух стаканов: полного и перечеркнутого пустого при составлении опорной схемы к структуре арифметической задачи (ответ должен быть полным).
6. Творческое создание детьми опорных схем.
(По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.)
Трудности, возникающие при работе с опорными схемами
При использовании опорных схем, символов дети не всегда могут абстрагироваться от символа, условного изображения, начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания, обсуждения.
Эта проблема возникает у отдельных детей на 1,2,3 этапе и не длится долго. Также работа может быть затруднена на 5-6 этапах из-за небольшого изобразительного опыта детей, а в младшем возрасте — из-за незнания букв, цифр, знаков.
Чтобы преодолеть некоторую робость и неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать "зарисовку" загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость.
Например:
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Можно предложить детям задание на коллективный поиск, обсуждение изображений радости, горя, ветра, света и т. д.
Использование опорных схем в составлении описательных рассказов.
С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих, описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине. Например: "Составь рассказ. Ты видишь на картине его середину, но не видишь того, что было раньше, и чем закончилась история. Эти части рассказа надо придумать".
Остановимся подробнее на принципах составления и использования схем-моделей.
Лист картона 45х30 см разделён на 6 квадратов (по числу характерных признаков предметов, объектов или времен года, о которых надо рассказать).
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Схемы-модели можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах и ребусов, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.