Валентина Кривощекова
Конспект занятия по обучению детей пересказыванию литературного произведения Э. Ю. Кима «Крапива» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению детей пересказыванию литературного произведения Э. Ю. Кима «Крапива» в подготовительной группе.
Воспитатель:
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Ребята, посмотрите внимательно на мольберт какая картинка лишняя. Почему крапива лишняя? К какому виду растений относится крапива? (трава) Как можно по другому назвать крапиву?
Поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к слову крапива – какая? Переход хода будем передавать друг другу ладошками я начинаю крапива сорная (зеленая, жгучая, лекарственная, полезная, колкая, большая) Молодцы
- Сегодня я предлагаю познакомиться с творчеством Эдуарда Юрьевича Шима. Предлагаю вам сесть на свои места.
Воспитатель выставляет портрет писателя Эдуарда Юрьевича Шима.
Эдуард Юрьевич Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его произведений. - Мы с вами познакомимся с его произведением «Очень вредная крапива». Послушайте внимательно, будем пересказывать рассказ.
Чтение рассказа:
Очень вредная крапива
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.
- Вот тебе. Вот тебе.
- За что? – спрашивает бабушка.
- А за то, что вредная!
Смеётся бабушка.
- Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.
- И крапиве?
- И крапиве.
- Я не буду кланяться, да спасибо говорить!
- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!
- Почему я обрадуюсь?
- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
- А каких?
- Пальчики оближешь!
Ребята как вы можете сказать по другому
- «макушки сшибать» - бить по самой верхней части растения.
- «Обстрекала» -колоть, обжигать.
Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
После чтения педагог проводит беседу по вопросам.
- Какое произведение сейчас прослушали?
- Кто автор?
- Какой жанр произведения? Почему?
Сегодня мы будем учится пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, составим картину используя наборы «Дары Фрёбеля» -
- Кто главный герой в этом рассказе? (ребенок сказав ответ собирает героя)
-Что полез собирать мальчик? (кусты малины)
-Почему у него не получилось? (крапиву)
- Что стал делать мальчик с крапивой?
- Кто пришел к мальчику? (бабушка)
- Что бабушка сказала?
- Для кого нужна крапива? (схематич. Изобр. жив-х)
- Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?
Пересказ рассказа детьми
Пересказ рассказа детьми по цепочке используя картинки.
Кого из ребят вы бы хотели сейчас послушать.
-Что вы теперь скажите о крапиве? Какая она? (выкладывают картинки)
Крапива очень полезна: богата витаминами и микроэлементами, поэтому ее любят домашние животные. Крапиву употребляют в пищу и люди. Кроме щей из крапивы готовят салаты, котлеты, начинку для пирогов. Крапива – это лекарственное растение. Отваром полощут горло, используют для укрепления волос. Настой из корней помогает при кашле и болях в желудке. Вот такая она, крапива!
Да, она жгучая, делает больно, «кусается», как и осы, например. Но в природе нет ничего лишнего. И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных или растений, в природе нарушается равновесие.
Итог занятия. — Что вы делали на занятии?
— А кто написал этот рассказ?
— Чей пересказ вам понравился больше всего?
(Поблагодарить детей за занятие. Отметить лучших рассказчиков).