Айгуль Чакова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [М], [М’]. Знакомство с буквой М»
▼ Скачать + Заказать документы
ОО «Речевое развитие» .Обучение грамоте.
Цель: продолжать знакомить детей с согласным звуком (М) и буквой (М).
Задачи:
Обучающие :
- Закрепить понятие «согласный звук»;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему „Звуки [М], [М’], Знакомство с буквой М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
-Учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки «м» и «мь» на слух;
- Учить определять место звука «м» в слове;
-Закрепить навыки составления звуковой схемы, делать звуковой анализ слова;
- Упражнять в умении делить слова на слоги, составлять предложения по картине;
- Познакомить с буквой М.
Развивающие:
- Развивать движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мелкую моторику рук.
-Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности, самостоятельности, умение уступать друг другу, работать в паре, учить помогать друг другу.
Словарная работа: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,
Виды деятельности: наглядные, словесные, игровые.
Наглядные:
1. Демонстрационный материал (картинки со словами на букву «м»; домики синий и зеленый).
Словесные:
1. Художественное слово (загадка);
2. Составление предложений по картине;
3. Объяснение;
Игровые:
1. Дидактическая игра «Поймай звук»;
2. Игровое упражнение «Определи место звука в слове», «Деление слов на слоги».
Практический (упражнения в составлении схемы предложения, составление схемы звукового анализа).
Формы организации : фронтальная, подгрупповая.
Материалы и оборудование:
1. Демонстрационный материал: предметные картинки (дом, мак, мёд, мальчик, малина, видеоролик «Знакомство с буквой М».
2. Раздаточный материал: домики для слогов, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный, счетные палочки, карандаши, письменное задание.
3. Телевизор.
Предварительная работа:
1.. Дидактические игры: «Поймай звук».
2. Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».
3. Разучивание физминутки «Ты давай-ка не ленись!».
Ход образовательной деятельности
I Вводная часть:
В: - Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Давайте улыбнемся им, покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Ребята, я скажу вам по секрету, они здесь оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- А сейчас, давайте настроимся на занятие.
Солнце светит высоко! (изображают солнце)
Дует ветер, как свежо! (изображают ветер)
Мы идем с друзьями! (шагают)
Мы гостям помашем! (машут)
Вместе дружно мы живем (жмут друг другу руки)
Хорошо там, где наш дом! (изображают дом)
Загадки. (Стоя в кругу)
- Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки
1.«Осень –сонная пора,
В спячку мне давно пора» -
Так сказал огромный зверь,
Затворив в берлогу дверь. (Медведь)
2. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
3. Расту в земле на грядке я,-
Красная, длинная. сладкая (Морковь)
4. сам колесами кручу.
Сам по улицам качу.
За виражом –вираж
И в гараж (Машина)
5. Дед Мороз стоит у елки,
Пряча в бороду смешок,
Не томи нас слишком долго,
Открывай скорей (Мешок)
-Молодцы, ребята, все загадки разгадали.
В: Что объединяет названия всех этих предметов?
Д: В названиях всех этих предметов есть звук М.
II Основная часть.
В: Ребята, давайте вспомним какой праздник недавно мы отмечали (День матери)Это главное для всех слово – Мама. Скажите, с какого звука начинается слово МАМА? Давайте расскажем о нем. Вставайте в круг.
Игровое упражнение (с мячом) «Опиши звук М»
В: Это гласный или согласный звук?
Д: Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду.
В:Звук М звонкий или глухой?
Д: Звонкий. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, как «дрожит» горло. А если ладонями закрыть уши, то можно услышать, что в звуке М есть голос, значит он звонкий.
В: Каким может быть звук М?
Д: Твердым или мягким.
Игра «Рассели звуки в домики»
В:Ребята, на столе лежат картинки,назовите их, определите какие они мягкие или твердые и заселите их в синий и зеленый домики.
В: Ребята, а теперь поиграем со звуком М с помощью звуковых карточек. Покажем, как мы с вами это умеем?
Д: Да, покажем!
В: Приглашаю вас занять место за столами.
(Дети рассаживаются за столы)
Игровое упражнение «Определи место звука в слове»
В: Ребята, у вас на столах находятся квадраты красного, синего и зелёного цвета. Покажите мне, квадратом какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).
В: Молодцы, а квадратом какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).
В: Поиграем в игру «Определи место звука в слове»?
Д: Поиграем.
В: Ребята, будьте очень внимательны! Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова находится звук М. Слова: мак, дом, хомяк.
Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце) и ставят квадрат нужного цвета (синий - зелёный). Один ребёнок работает у доски. Дети проверяют работу друг друга, оценивают работу у доски.
В: Все справились с заданием? Правильно определил место звука М в слове мак (дом, пирамида) ….? Кто согласен с …. – покажите знак согласия.
Игровое упражнение «Игра «Твердый – мягкий»
Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» - карточку.
Месяц, молоко, миска, мир, Маша, сом, ком, Миша.
В: Мы уже умеем составлять слова из звуков, давайте поиграем
Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают (мед)
В: Предлагаю составить это слово на звуковых карточках.
Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные - за столами. Дети выкладывают слово мёд из квадратов (зелёный, красный, синий).
В: А сейчас мы будем делить слова на слоги.
Игровое упражнение «Деление на слоги»
Педагог показывает картинки (мешок, мальчик, малина).
В: Посмотрите на картинку, что мы видим?
Д: Мешок
В: Это слово длинное или короткое?
Д: длинное.
В: Сколько слогов в слове?
Д: два.
В: Давайте «прохлопаем» слово мешок. (Хлопают по количеству слогов)
Дети определяют количество слогов во всех трех словах.
В: Ребята, предлагаю подвигаться - выполнить разминку.
Видеоразминка «Чударики» (использую телевизор)
Воспитатель предлагает посмотреть картину с изображением медведя.
В: Теперь со словом медведь нужно составить предложение. Что сделал медведь?
Д: Медведь собирает малину.
В: Сколько слов в этом предложении? Прохлопаем.
Дети с помощью хлопков считают количество слов в предложении.
В: Правильно, три.
В: Что можно сказать про медведя?
Д: Большой, косолапый и т. д.
В: Давайте добавим это слово в предложение.
Д: Большой медведь собирает малину.
Знакомство с буквой.
В: Друзья, хотите познакомиться с буквой, которая обозначает звуки М и М’?
На доске вывешивается буква М, на что она похожа?
-Раз палочка,два палочка, посередине галочка.
В: Давайте нарисуем букву М в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе)
А теперь выложите букву М из счетных палочек.
В: Ребята, я приготовила для вас ещё одно интересное задание. Посмотрите внимательно на домики, где живут в первом окне согласные звуки, а во втором гласные. Прочитаем слоги с буквой М.
-Ма,мо,му,мы,ме,мю, мэ,ми,ме,мя
Дети выполняют е задание.
III Заключительная часть. Дети проходят на ковёр.
В: - О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «Мь»)
- Какие это звуки? (согласные, звонкие)
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?