Наталья Тугужекова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Твёрдый и мягкий звуки [М], знакомство с буквой М»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с согласным звуком (М) и буквой (М).
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие «согласный звук»;
-Учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки «м» и «мь» на слух, выделять нужный согласный звук в слогах, словах;
- Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова;
Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Твёрдый и мягкий звуки [М], знакомство с буквой М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Упражнять в умении делить слова на слоги, составлять схему предложения;
- Познакомить с буквой М.
Развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
-Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
Воспитательные:
- Воспитыватьинтерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.
Словарная работа:
активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,
Методы и приемы:
Наглядные:
1. Демонстрационный материал (рюкзак, игрушки: мяч, головоломка, мишка, пирамидка; альбом, фломастеры; домик – «Буквоград», демонстрация слайдов).
Словесные:
1. Художественное слово (загадка);
2. Указание;
3. Объяснение;
4. Рефлексия собственной деятельности.
Игровые:
1. Дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Поймай звук»;
2. Игровое упражнение «Определи место звука в слове», «Составь слово», «Опиши звук М», «Деление слов на слоги».
Методы повышения познавательной активности:
1. Метод вопросов.
2. Метод классификации.
Методы повышения эмоциональной активности:
1. Игровой прием «Научим Вику играть со звуками М и МЬ».
Предварительная работа:
1. Предшествующая НОД.
2. Дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь».
3. Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».
4. Разучивание физминутки «Ты давай-ка не ленись!».
Материалы и оборудование:
1. Демонстрационный материал:рюкзак, игрушки (мяч, головоломка, мишка, пирамидка, альбом, фломастеры, домик – «Буквоград», предметные картинки (дом, мак, пирамида, мёд, мальчик, малина, видеоролик «Знакомство с буквой М».
2. Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный, прямоугольники для составления схемы предложения, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги, карандаши, письменное задание.
3. Телевизор, ноутбук.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель привлекает внимание детей:
В: Друзья, вы растете и становитесь большими, поэтому осенью вас ждет школа. Моя дочка Вика тоже скоро пойдет в школу, и мы даже купили ей портфель. Вот такой. Вика на радостях даже сложила в него все то, что посчитала нужным для школы. Хотите узнать, что в нем?
Игра «Угадай на ощупь»(Сидя в кругу)
- Давайте поиграем в знакомую игру – нужно с закрытыми глазами угадать, что находится внутри.
Дети по желанию выходят и определяют предметы – мяч, фломастеры, альбом, головоломка, пирамида, мишка (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук м).
-Как вы думаете, какие предметы Вике и вам пригодились бы в школе?
Д: Альбом и бумага.
В: Что объединяет названия всех этих предметов?
Д: В названиях всех этих предметов есть звук М.
В: Ребята, теперь я догадалась – Вика сложила в портфель эти предметы, потому что любит звук М, ведь именно с этого звука начинается самое главное для нее слово – Мама. Но Вика еще ничего не знает об этом звуке. А мы с вами знаем! Может, вы ей о нем расскажете? А Юлия Викторовна нам поможет – снимет для Вики на видеокамеру наши рассказы о звуке М. Согласны? Вставайте в круг.
Игровое упражнение (с мячом) «Опиши звук М»
В: Это гласный или согласный звук?
Д: Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду.
В:Звук М звонкий или глухой?
Д: Звонкий. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, как «дрожит» горло. А если ладонями закрыть уши, то можно услышать, что в звуке М есть голос, значит он звонкий.
В: Каким может быть звук М?
Д: Твердым или мягким.
Игра в кругу «Поймай звук»
В:Сейчася буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот так (показываю-хлопаю)только те слова, в которых есть твердый звук М. Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мёд, матрешка, бумага.
В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук М’. Слова: Миша, матрешка, медведь, Маша, лес, мёд, машина. (Дети хлопают)
В: Ребята, а мне бы очень хотелось, чтобы Вика научилась играть со звуком М с помощью звуковых карточек. Покажем, как мы с вами это умеем?
Д: Да, покажем!
В: Приглашаю вас занять место за столами.
(Дети рассаживаются за столы)
Игровое упражнение «Определи место звука в слове»
В: Ребята, у вас на столах находятся квадраты красного, синего и зелёного цвета. Покажите мне, квадратом какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).
В: Молодцы, а квадратом какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).
В: Поиграем в игру «Определи место звука в слове»?
Д: Поиграем.
В: Ребята, будьте очень внимательны! Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова находится звук М. Слова: мак, дом, пирамида.
Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце) и ставят квадрат нужного цвета (синий - зелёный). Один ребёнок работает у доски. Дети проверяют работу друг друга, оценивают работу у доски.
В: Все справились с заданием? Правильно определил место звука М в слове мак (дом, пирамида) Никита? Кто согласен с Никитой – покажите знак согласия.
Игровое упражнение «Составь слово»
В: Мы уже умеем составлять слова из звуков, давайте научим Вику этой игре.
Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают (мед)
(На экране - картинка «мёд»).
В: Предлагаю составить это слово на звуковых карточках.
Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные - за столами. Дети выкладывают слово мёд из квадратов (зелёный, красный, синий).
В: А сейчас мы научим Вику делить слова на слоги.
Игровое упражнение «Деление на слоги»
Педагог показывает слайд с предметом (мёд, мальчик, малина).
В: Посмотрите на экран, что мы видим?
Д: Мед!
В: Это слово длинное или короткое?
Д: Короткое.
В: Сколько слогов в слове мёд?
Д: Один.
В: Давайте «прохлопаем» слово мёд. (Хлопают по количеству слогов)
Дети определяют количество слогов во всех трех словах.
Воспитатель предлагает посмотреть на экран ( слайд с предметами: малина и мальчик).
В: Теперь из этих слов нужно составить предложение. Что сделал мальчик?
Д: Мальчик съел малину.
В: Сколько слов в этом предложении? Прохлопаем.
Дети с помощью хлопков считают количество слов в предложении.
В: Правильно, три. Выложите на столе схему предложения из трех слов.
Один ребенок выполняет задание у доски.
В: Что можно сказать про мальчика?
Д: Маленький, красивый и т. д.
В: Давайте добавим это слово в предложение.
Д: Маленький мальчик съел малину.
В: Добавьте слово на столе.
В: Ребята, предлагаю подвигаться - выполнить разминку. (Стоя у столов.)
Физминутка:
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Взмахи делай чётче, резче.
Тренируй получше плечи.
(Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять – вверх- назад.)
Корпус вправо, корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
(Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну!
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.
(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
(Дети садятся.)
Знакомство с буквой.
В: Друзья, хотите познакомиться с буквой, которая обозначает звуки М и М’?
Просмотр видеоролика «Буква М».
В: Давайте нарисуем букву М в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе). Обведем пальчиком букву М (на столах у детей приготовлены буквы, изготовленные из наждачной бумаги) .А теперь выложите букву М из счетных палочек.
Заселение буквы М в «Буквоград».
В: Сегодня мы познакомились с новой буквой, предлагаю поселить её в «Буквоград».
В: Ребята, я приготовила для вас ещё одно интересное задание. Посмотрите внимательно на картинки, все они начинаются на звук М или М’. Вам нужно обвести предметы синим или зелёным карандашом. Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с твердого звука М?
Д: Карандашом синего цвета.
В: Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с мягкого звука М’?
Дети выполняют письменное задание.
Итог:
В: Спасибо, Юлия Викторовна, за помощь. Я думаю, Вика будет очень рада нашему видеописьму!
Дети с воспитателем проходят на ковёр.
В: Как вы думаете, что Вика узнает о звуке М? В какие игры мы учили играть Вику?