Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о мягком знаке
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, фломастеры
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Безголосый он добряк,
Всё смягчает.
(Ь)
Воспитатель: Правильно, это мягкий знак.
Сегодня мы будем изучать мягкий знак.
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Мягкий знак“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске пойдет Ильнур.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).
Воспитатель. Если согласный в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак.
1. Игровое упражнение «Отгадай-ка»
Цели: закрепить зумения находить и писать мягкий знак словах.
Ильнур:
Листья-мягкий знак находиться в середине слова, пишем черным цветом
Пять- мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом
Платье- мягкий знак находиться в середине слова, пишем черным цветом
Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуй Ильнур предметы с мягким знаком
Ильнур:
Ель- мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом
Семь- мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом
Рожь- мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Весенние прятки»
Цели. Закрепляем знания ребенка о приметах весны и весенних месяцах. Учим писать их названия. Развиваем умение угадывать знакомые буквы по их неполному написанию. На примере слова апрель закрепляем знания о букве Ь (смягчение предшествующего согласного). Тренируем умение согласовывать порядковые числительные с существительными. Закрепляем умение использовать предлоги и словосочетания за, перед, на, в, слева от, справа от.
Ход игры. Рассматривая картинку, ребенок определяет изображенное на ней время года (весна). Взрослый сообщает, что на рисунке не только изображена весна, но и написаны названия весенних месяцев. Дается задание: найти на рисунке названия месяцев и обвести входящие в них буквы разными карандашами (март — синий, апрель — зеленый, май — красный). Ребенок рассказывает, где он нашел каждую букву. (М — за сугробом, слева от дерева; Я — на веточке дерева; Р — за сугробом справа от дерева; Т — на крыльце домика — МАРТ. Затем ребенок по порядку пишет названия весенних месяцев, цифрой в кружке отмечая их очередность и называя порядок следования (Первый — март, второй — апрель, третий — май). В заключение ребенок раскрашивает весеннюю картинку.
6. Игра «Составь предложение» (Слог, слово, предложение)
Цели. Развиваем умение составлять из предложенных слогов слова, а из слов предложения. Закрепляем знание названий знаков препинания (. !) и правило постановки одного из них в конце предложения. Тренируем умение читать предложения с определенной интонацией в зависимости от знака в конце него. Закрепляем умение разбирать предложение по количеству слов и составлять схему предложения.
Ход игры. Ребенок читает слоги, составляет из них слова, стрелкой указывая, какие слоги для этого нужно соединить (вес —> на, при —» шла). Затем он составляет и записывает предложение из этих слов, вспоминая правила о написании первого слова в предложении с заглавной буквы и постановке знака препинания в конце предложения: Весна пришла.
Ребенок называет знаки, написанные рядом (.) и объясняет их значение. Взрослый предлагает прочитать записанное предложение с разными интонациями, комментируя, какой знак должен стоять в конце. Ребенок анализирует предложение по количеству слов и рисует его схему.
7. Игра «Времена года»
Цели. Закрепляем умение узнавать очертания знакомых букв, отличать и выделять неправильно написанные буквы.
Учим определять пропущенные в слове буквы и самостоятельно дописывать слова. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ при подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знание времен года и умение писать их названия. Закрепляем умение дифференцировать согласные и гласные.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в каждом ряду таблицы написано слово. Ребенок должен догадаться, как его расшифровать (прочитать, и подобрать соответствующую ему звуковую схему из представленных ниже. Он раскрашивает схему и записывает над ней соответствующее слово.
Взрослый предлагает догадаться, какого слова не хватает, и объяснить свою догадку (осень, так как здесь написаны названия времен года). Ребенку дается возможность самому «зашифровать» это слово аналогично предыдущим. Затем он записывает и это слово над схемой, раскрашивает схему. (Здесь нужно вспомнить правило о смягчении согласных мягким знаком.)
Взрослый предлагает дописать название проведенной игры — «Времена года». Ребенок должен сам назвать и вписать «потерявшиеся буквы». При этом он обобщает пропущенные буквы: в первом слове — согласные, во втором — гласные.
Итог занятия. Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? Почему?
- Ну что ж наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо поработали