Надия Аитова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес. Гласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в осенний лес»
Цель:
• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э],[ы].
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о гласных звуках.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
• Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
• Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
• Продолжать учить составлять предложение и схему предложения.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие в осенний лес, Гласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие:
• Развивать речь, внимание, мышление.
• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приё мы:
• Музыкальное сопровождение.
• Словесный (вопросы, объяснение).
• Наглядный (картинки, показ артикуляции).
• Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук»).
• Практический (упражнения).
• Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь» : «Про следы», знаки-символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, куклы, мяча, грибов, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Раздаточный материал: карточки с картинкой и схемой, буквы А, У, фишки для звуко-буквенного анализа, листы бумаги и карандаши.
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, с какими буквами и звуками мы уже познакомились с вами.
- А кто из вас может вспомнить и рассказать наше правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Чётко, ясно говорим
Никуда мы не спешим!
II. Мотивационная игра.
- Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Назовите признаки осени? (желтеют листья)
- А как мы ребята можем сейчас оказаться в осеннем лесу? (закрыть глаза и представить).
- Так давайте закроем глаза и представим себе, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон – звуки осеннего леса)
Осень в лесу!
Заходим в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот берёзки золотые шумят
Под берёзками грибочки стоят
В корзинку прыгнуть хотят!
(в этот момент появляется корзинка)
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь» : песенка «Про следы»)
- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!
- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)
- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.
- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
- Звуковички так дружно сидят в корзинке, вы можете мне помочь узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук).
- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным). Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!
- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)
- Ребята, Маша ещё что-то оставила в корзине, посмотрите что это? (конверты). Вам интересно, что в конверте? (да). Тогда возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет).
- Как вы думаете, куда мы можем поставить эти буквы? (под звуковичками). Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)
III. Введение в тему занятия.
1. Игра «Найди пару»
- Ребята, а что здесь ещё мы видим в лесу? (листья). Возьмите каждый по одному листочку.
- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
- Ребята хотите потанцевать и поиграть с листочками? (да). Я сейчас включу музыку что бы вы могли потанцевать, но как только музыка закончится, вы должны будете найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз – апельсин, утка – улитка, иголка – индюк, экскаватор- эскимос и т. д.)
- Какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание).
- Ребята, а с каким из изученных нами звуков нет картинки (со звуком [ы]) Почему? (звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
2. Игра «Найди звук»
- Мне кажется, пока мы с вами играли, наши звуковички заскучали, может, поиграете с ними тоже, тогда проходите за столы (дети парами садятся за столы).
- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], …[и]…[ы].
- На ваших столах лежат картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)
- Правильно, вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове в начале, в середине или в конце слова и закрасить соответствующий круг.
- Каким цветом?
(Следить за осанкой детей, следить за правильностью обозначения фишками на схеме места звука в слове)
- Молодцы!
3. Физкультминутка «Дождик».
- Ребята, вернёмся с вами в лес, может, встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)
- Ой, смотрите, закапал дождь.
Капля раз, капля два
(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва
(тоже самое)
А потом, потом, потом
(руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом
(бес с ускорением на месте)
Мы зонты свои раскроем
(остановиться, руки в разные стороны)
От дождя себя укроем.
(изображается над головой вид «зонтика»)
4. Звуко- буквенный анализ слова АУ.
- Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, может она заблудилась.
- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие (звуки [а] и [у])
- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)
- Правильно! Это слово АУ.
- Как мы можем произнести это слово? (тихо). Давайте произнесем. А ещё как? (громко). Давайте попробуем.
- Никто не откликается.
- А может нам нужно, выложим это слово с помощью фишек и букв, и тогда Маша появится? Попробуем ребята? (дети садятся за столы).
- Кто хочет выложить это слово на доске. (воспитатель вызывает ребёнка). А все остальные выкладывают на столах.
- Из скольких звуков состоит это слово? (из двух)
- Какой первый звук?
- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?
- Какой второй звук в слове АУ?
- А чем обозначаем звуки в письме? (буквами)
- Берём тарелочка с буквами. Какой буквой обозначим первый звук? (А)
- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.
- Какой буквой обозначим второй звук? (У)
- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.
- Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)
- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается, они грибы собирали.
- Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать загадку.
- Что это? ( картинки: кукла, мяч, грибы).
- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим, что же получится?
У И.
У.
- Что у нас получилось? ( Предложения: У Маши мяч и кукла. У Миши грибы.)
- Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.
- Ребята, а что мы можем делать с предложением. Попробуем составить схемы этих предложений. У вас на столах лежат листочки и карандаши. (дети выполняют задание, показ схем нескольких детей.)
- Молодцы, ребята!
V. Итог занятия.
Посмотрите, Маша и Медведь рады, что вы с ними поиграли. А вам самим понравилось с ними играть? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?
VI. Рефлексия.
- Ребята, а в корзине у Маши ещё что-то лежит. Посмотрим. Что это такое (смайлики)
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.