Лещинская Валентина
Конспект НОД по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Любознательный цветок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Готовить детей к обучению в школе
Интеграция образовательных областей: познание, развитие речи, социально- коммуникативное развитие, физкультурная деятельность
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие).
Публикация «Конспект НОД по обучению детей грамоте в подготовительной группе „Любознательный цветок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
4. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
5. Упражнять в графическом изображении звука – букве.
6. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
Развивающие:
1. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
2. Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
1. Слушать и выполнять указания педагога.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Словарная работа
1. Предложение, слово, слог, звук, буква.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)
Наглядный материал
: Цветок с семью лепестками; игрушки (шар, котенок, обруч, лопата, альбом); презентация к занятию, конверт с письмом.
Раздаточный материал: конверты с заданиями:
- буквы – ш,к,о,л,а,с,н,у,п,и;
- цветные квадратики (красные, синие, зеленые);
- карточки с цифрами 1,2,3;
-карточки с недорисованными элементами букв.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение? (Дети становятся в круг)
Дети.
Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель.
Замечательно! Давайте зарядим мячик своим хорошим настроением и любовью. Для этого они все вместе кладут на него свои ладони и мысленно заряжают его. После этого по очереди бросают друг другу этот предмет и спрашивают: «Ты получил мою любовь?» - и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу. (Дети садятся на свои места)
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает)
«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой любознательный цветок с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час»
Воспитатель.
Вот так сюрприз прислал нам любознательный цветок.
- Ну что, постараемся выполнить задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, отрываем лепесток под цифрой 1 и читаем, что же за задание в нем находится.
1. «Отгадай загадку»
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Воспитатель:
-Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо определить первые звуки в словах – предметах и составить из них слово.
- Найдите на своих столах конвертики под № 1. Посмотрите, что лежит в этих конвертах.
Дети.
Буквы.
Воспитатель.
Мы с вами знаем, что буква – это графическое изображение звука.
Воспитатель.
Педагог показывает шар. Ребята, что вы видите?
Дети.
Шар.
Воспитатель.
Какой первый звук в слове «Шар»?
Дети.
Звук [ш].
Воспитатель.
Найдите букву, которая обозначает звук [ш] и положите её перед собой. Это первая буква слова – отгадки.
Продолжаем выполнять задание.
Дети выполняют аналогичные действия с другими картинками и выкладывают перед собой буквы: Ш К О Л А (один ребенок выполняет задание у доски)
Воспитатель.
Что за слово у нас получилось, прочитайте его?
Дети.
Школа.
Воспитатель.
Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с первым заданием справились.
Отрываем лепесток под цифрой 2 и читаем следующее задание.
2. «Отгадай загадку и составь звуковой домик для слова - отгадки».
Воспитатель.
Он для ручек домом стал.
Называется. (пенал).(Показывает пенал)
Воспитатель.
Открываем конверт под № 2. Что там лежит?
Дети.
Разноцветные квадратики для составления звукового домика.
Воспитатель.
Итак, начнем звуковой разбор слова ПЕНАЛ. Назовите, пожалуйста, первый звук в слове ПЕНАЛ.
Дети.
Звук [п’].
Воспитатель.
Кто даст характеристику этому звуку?
Ребенок.
Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
Воспитатель.
Какого цвета квадрат мы подберем для этого звука?
Дети.
Зеленого цвета.
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковой домик для слова ПЕНАЛ. (Один ребенок работает у доски.)
Воспитатель.
Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.
Приступаем к следующему лепестку под цифрой 3. А там задание такое:
3. «Составьте предложения по картине и запишите схемы этих предложений».
Демонстрируется картина «Весна». (Весна. Тает снег. Ярко светит солнце.
По небу бегут облака)
Дети составляют предложения по картине. Определяют количество слов в составленном предложении, называют последовательность слов в предложении.
Воспитатель.
На ваших столах есть чистые листочки и простые карандаши. На этих листочках вы должны записать схемы некоторых предложений.
Воспитатель выбирает два из составленных детьми предложений. Дети записывают схемы данных предложений. (Один ребенок работает у доски.)
Воспитатель.
Молодцы и с этим заданием вы справились!
Физминутка.
Теперь немного отдохнём,
Игру проведем. (Все сейчас тихо встали в круг)
Посмотрите вы на нас! (Руки в центре круга)
Мы – ребята, суперкласс! (Руки к себе, большой палец - вверх)
Дружные и смелые, (Обнялись, руки на плечи соседа)
А еще - умелые!
Можем многое мы делать, (Шагаем на месте)
Клеить, резать, шить, плести, (Движения по тексту)
Хорошо себя вести! (Обняли себя за плечи)
Посмотрите вы на нас! (Руки в центр круга)
Мы – ребята, суперкласс! (Руки к себе, большой палец вверх)
(Тихо сели, вновь за дело)
Воспитатель. Отрываем следующий лепесток с цифрой 4.
Слушайте задание.
4. «Где прячется звук [р]?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки, после чего рядом показывается картинка – отгадка.
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый. (ранец)
Воспитатель.
Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен. (букварь)
Воспитатель.
Где в этом слове живет звук [р]?
Дети.
В конце слова.
Будем весь урок писать,
Пригодится нам. (тетрадь).
Воспитатель.
Где в этом слове живет звук [р]?
Дети.
В середине слова.
Воспитатель.
Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Отрываем следующий лепесток под цифрой 5. А там вот такое задание.
5. «Допиши буквы».
Воспитатель.
Откройте конверты под номером 3.
Там находятся карточки с недорисованными буквами. Внимательно посмотрите и буквы эти допишите.
Дети выполняют задания на карточках самостоятельно. Каждому ребенку предлагается индивидуальная карточка.
Воспитатель.
Закончили? Хорошо. Подпишите ваше имя на карточке. Эти карточки мы передадим нашим гостям, попросим их оценить выполненные вами задания. Если задание выполнено правильно, то попросим их нарисовать на вашей карточке звездочку, если же там будут какие-либо ошибки, то попросим нарисовать - флажок. В конце занятия вы посмотрите выставленные вам оценки.
А нас ждет следующий лепесток под цифрой 6. Что же в нем за задание?
6. «Сосчитай, сколько букв в каждом из слов. Запиши цифры в квадратах
«Сосчитай сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Сосчитай и напиши»
«Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель.
В конверте под цифрой 4 вы найдете таблички с цифрами 1,2,3.
Сейчас перед вами будут появляться картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.
Перед детьми демонстрируются картинки (КОЗА, БАБОЧКА, КАРАНДАШ, КИСТОЧКА, АЛЬБОМ, ТЕЛЕФОН, СОСНА, ВЕТКА)
Дети определяют количество слогов в данных словах. (При помощи хлопков; при помощи рта и ладошки; при помощи шагов; телеграф; сколько гласных в слове)
Воспитатель.
Молодцы. Все верно.
И вот, наконец-то, остался последний лепесток с последним заданием. Отрываем и читаем.
7.«Найди все слова в цепочке».
Воспитатель.
Итак, сейчас на листе вы видите слова. Ваша задача, прочитать разные слова. Кто смелый?
Воспитатель
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми заданиями.
- Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
- Ребята, сейчас вы можете подойти к нашим гостям, забрать у них выполненные вами задания с выставленной вам оценкой и посмотреть, что же вам поставили.
Воспитатель:
В конце занятия игра «Веришь – не веришь»
Детям:
• Веришь ли ты, что звуки мы слышим и произносим? (Да)
• Веришь ли ты, что буквы мы видим и пишем? (Да)
• Веришь ли ты, что слово АИСТ начинается с гласного звука А? (Да)
• Веришь ли ты, что слово МИР начинается с гласного звука У? (Нет)
• Веришь ли ты, что гласные звуки не встречают преграды? (Да)
Взрослым:
• Веришь ли ты, что в русском языке 6 гласных звуков? (Да)
• Веришь ли ты, что в русском языке 10 букв? (Нет-33)
• Веришь ли ты, что есть слово которое начинается со звука Ы? (Нет)
• Веришь ли ты, что звук (о) обозначается только буквой О? (Да)
• Веришь ли ты, что звук (Э) – гласный? Почему, докажите. (Да)
• Веришь ли ты, что звуки Ж, Ш, Ц – всегда твердые (Да)