Елена Григорьевна
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключение в лесной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад № 51 «Родничок» первой категории, с. Кагальник, Азовского района
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе
Тема: «Приключение в лесной школе»
Учитель - логопед:
Селезнева Елена Григорьевна
2018
Цель:
Публикация «Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе „Приключение в лесной школе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Обобщить и систематизировать представления детей о звуковом анализе слов, членении предложения на слова.
Задачи:
образовательные – закреплять умение детей составлять предложения; закреплять умение детей делить слова - на слоги; закреплять умение детей определять первый звук в словах; закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова; закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов.
развивающие - развивать логическое мышление, внимание, память; развивать фонематическое восприятие; развивать самостоятельность, инициативу.
воспитательные – воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь; воспитывать отзывчивость, чувство товарищества, аккуратность, доброту, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: картинки с изображением весны, лимон, лесных животных, схемы предложений, карточки красного, синего и зеленого цвета фишки красного, синего и зеленого цвета, квадраты с напечатанными буквами, не дописанные буквы на листе бумаги, камни из бумаги с напечатанными слогами.
Предварительная работа: повторение и закрепление пройденного материала.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методы: словесный, игровой, практический.
Ход занятия:
Орг. момент.
Воспитатель (В) : – Здравствуйте ребята к нам сегодня пришли гости. Учителя начальных классов. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д) : – Здравствуйте.
Мотивация.
В: – Сегодня у нас не обычное занятие по грамоте. Нас пригласили в лесную школу. Если она лесная то, кто в ней обучается.
Д. – лесные жители
В: - правильно
Нас встречает мудрая сова. Она, как и я обучает грамоте. На занятии она хотела познакомить своих учеников с новым словом.
Но так получилось, что, когда она отвлеклась, её самый не послушный ученик волчонок спрятал все буквы. Ребята, как же быть, лесные жители не узнают с каким словом хотела познакомить их мудрая сова.
Что же делать? Как быть?
Д: - ответы детей
В: Ребята волчонок такой хитрый, и предлагает нам взамен каждой буквы выполнить его задание. Вы согласны?
Д: - Согласны
В: - давайте присядем за столы и посмотрим какие задания он нам приготовил.
(дети садятся за столы)
Основная часть:
1. Задание.
«Подбери прилагательные к существительному»
В: – Ребята, вот первое задание, которое приготовил для нас волчонок. (показываю картинку с изображением Весны)
В: - Какое время года изображено?
Д: – весна.
В: Как вы это определили?
Д: ответы детей
В: –Давайте попробуем подобрать прилагательные к слову «Весна».
Весна какая?
Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, зеленая.
В: - ребята, а что это за схемы?
Д: - это схемы предложения
В: - что мы можем рассказать о предложении глядя на схему?
Д: - Предложение всегда начинается с большой буквы состоит из трех слов и в конце ставиться точка.
В: - Давайте составим предложения со словом весна и определим к какой схеме они подходят.
В: – Молодцы, вы справились с заданием. И получаем первую букву. (А)
На доске висит картинка с изображением лимона и к ней дорожка со звуковым анализом. (фишки)
В: - Ребята вы уже догадались какое будет наше следующее задание?
Д: - звуковой анализ слова
2. Задание. «Звуко - буквенный анализ слов» (Лимон)
В: - Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
Д: - Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим
В: - Какими бывают звуки?
Д: - Звуки бывают согласными и гласными
В: -Какие звуки мы называем гласными?
Д: - Звуки которые тянутся, поются голосом
В: - Какими бывают согласные звуки?
Д: - Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
В: - Каким цветом обозначается твердый согласный звук?
Д: - Синим
В: - Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?
Д: - Зеленым
В: - Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Д: - Красным.
(вывешивается картинка «ЛИМОН» и звуковая схема)
Задание выполняет один ребенок у доски, остальные дети ему помогают.
- Сколько звуков в слове лимон? (5)
- Сколько гласных звуков в этом слове? (2)
- Покажи и назови их? (2 и 4, «И», «О»)
- Сколько согласных звуков? (3)
- Сколько твердых? (2)
- Покажи и назови их? (3 и 5, «М», «Н»)
- Сколько мягких? (1)
- Покажи и назови их. (1, «Л’»)
- Поставь ударение в этом слове, что нужно сделать, чтобы определить какой звук будет ударным?
Д: - позвать или спросить. (лимон)
В: - Давайте заменим фишки на буквы
- Но на этом задание не заканчивается. Хитрый Волчонок дает нам еще такое задание.
Задание 3.
Игра «Кто внимательный»
В: - Ребята, перед вами лежат карточки красного, синего и зеленого цвета. Я вам буду называть звуки. Если это гласный звук, поднять красную карточку, если звук согласный твердый – синею карточку, и зеленую карточку если звук мягкий согласный.
В: - Всем понятно.
Д: - да
Дети выполняют задание.
В: - Ребята вы молодцы. Волчонок, наверное, думал, что вы не справитесь с таким сложным заданием. Получаете еще одну букву. (О)
Физминутка
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой Дети идут по кругу друг за другом
За мамой лосихой – топал лосенок Идут громко топая
За мамой лисицей – крался лисенок Идут крадучись
За мамой ежихой - катился ежонок Передвигаются в глубоком приседе
За мамой медведицей - шел медвежонок Идут в перевалку
За мамой белкой – скакали бельчата Скачут на носочках. Сомкнув руки перед грудью
За мамой зайчихой – косые зайчата Скачут, сделав ушки из ладошек
Все мамы и дети напиться хотят Останавливаются
Задание 4.
В: - Ребята, а что это у вас за карточки лежат на столе?
Д: - картинки с изображением лесных жителей.
В: - Волчонок нам дает следующее задание. Назовите кто изображен на картинке и поделите это слово на слоги.
В: - Как мы определяем количество слогов в словах?
Д: - по хлопку, сколько хлопков столько и звуков.
Дети выполняют задание.
В: - Волчонок отдает нам 4 букву. (ЭЛ)
В: - Когда зверята с мудрой Совой изучали буквы Волчок как обычно был не внимательный. Перед вами лежат листики, переверните и положите их перед собой. Это буквы, которые уже выучил Волчонок. Посмотрите на нах, правильно ли он их написал?
Д: - ответы детей
В: - Да, у букв не хватает какого-то элемента.
В: – Допишите в букве нужный элемент.
В: - Это и будет наше следующее задание
Задание 5.
«Допиши букву» (индивидуальное задание)
-Ребята, внимательно посмотрите на букву и правильно ее допишите и назови.
В: - молодцы.
В: - ой ребята посмотрите Волчонок нам поставил преграду, чтобы добраться до последней буквы, нужно разобрать завал из камней, на которых написаны слоги. Но завал сможем разобрать лишь тогда, когда из слогов составим слова.
Слоги: (со – ва, ка - ша, ро – за, но – ра, ла – па, ли – са, ко – за, се – но, ва – за,
ры – ба, ды – ня, мы – ло)
В: - вы готовы
Д: - Да
Дети выполняют задание.
В: - Волчонок нам отдает последнюю букву. (Ш)
В: - Ребята какие вы молодцы. Вы справились со всеми заданиями, которые приготовил для вас Волчок.
В: - Но и здесь он все напутал. Разве мы можем прочесть слово, с которым хотела познакомить своих учеников мудрая Сова.
Д: - нет
В: - Что же нужно сделать чтобы у нас получилось слово.
Д: - поставить буквы по порядку.
В: - Даша иди поставь буквы по порядку.
В: - И какое же слово у нас получится.
В: - правильно это слово школа.
Ребята вы тоже скоро пойдете в первый класс. За новыми знаниями. И узнаете много нового и интересного.
Итог:
Ребята вам понравилось занятие? (да)
Где вы побывали? (в лесной школе)
С кем вы там познакомились? (с лесными жителями)
Что вы там делали?
Что вам понравилось больше всего?
В: - И за вашу хорошую работу мудрая Совой дарит вам вот такие медали.