Валентина Малинкова
«Путешествие жителей волшебного города». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Образовательные задачи :
Упражнять в звуковом анализе слов.
Упражнять в подборе слов на заданный звук.
Упражнять в употреблении существительных в форме дательного падежа единственного числа.
Совершенствовать речевые, интонационно-выразительные, двигательные способности детей.
Совершенствовать навыки определения количества слогов в слове.
Публикация «„Путешествие жителей волшебного города“, Конспект НОД по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Развивать мышление, внимание, фонематический слух.
Развивать интерес к решению дидактических задач.
Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Совершенствовать связную речь детей, навыки координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
Воспитывать коммуникативные навыки.
Воспитывать наблюдательность, интерес, любовь к сказкам, эмоциональное восприятие, готовность прийти на помощь.
Оборудование: паровозик с тремя вагонами; предметные картинки с изображениями кота, белки, лисы с кармашками для фишек; фишки синего, зеленого и красного цветов; картинки – подарки Маши – сыр, рыба, орехи; лепестки цветов с картинками, сердцевинки цветов синего, зеленого и красного цвета; карточки для звукового анализа слова «лиса» на каждого ребенка; карточки - буквы с недостающими элементами; фломастеры; аудиозапись «звуки паровоза»; насекомые жук, пчела, бабочка; картинки – цветы мак, тюльпан, ромашка; карточки с буквами, под которыми написаны цифры.
Словарная работа: Продолжать обогащать словарь детей существительными в форме дательного падежа единственного числа.
Активизировать их в речи.
Планируемые результаты: умеют проводить звуковой анализ слов; умеют подбирать слова на заданный звук, определять количество слогов в слове; с интересом решают дидактические задачи.
Ход: Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки? Усаживайтесь удобнее, сегодня я расскажу вам сказку. В одном волшебном городе живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются?
Дети: Гласные звуки.
Воспитатель: Каким цветом мы их обозначаем?
Дети: Мы их обозначаем красным цветом.
Воспитатель: Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки?
Дети: Это согласные звуки.
Воспитатель: Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые согласные звуки мы обозначаем… каким цветом?
Дети: Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом.
Воспитатель: А мягкие согласные звуки мы обозначаем…
Дети: Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом.
Воспитатель: Когда эти звуки дружат между собой - получаются слова, при помощи которых мы разговариваем. И вот однажды жители этого города решили отправиться в путешествие на паровозике с чудесными вагончиками. (Воспитатель раздвигает шторки на доске.) Звуки сели в вагончики так, что получились слова, а вот какие отгадайте.
По ночам совсем не спит,
От мышек дом он сторожит,
Молочко из миски пьет,
Ребята, кто же это? … (Кот)
Вот он, какой красавец, посмотрите. (Воспитатель на первый вагончик выставляет кота.) Сколько звуков в слове кот? Какой звук в этом слове первый?
Дети: Твердый согласный звук «к»
Воспитатель: Обозначим его синей фишкой. Какой звук второй?
Дети: Гласный звук «о», его можно петь.
Воспитатель: Какой фишкой его обозначим?
Дети: Обозначим его красной фишкой.
Воспитатель: Какой звук в слове «кот» последний?
Дети: Твердый согласный звук «т». Обозначим его синей фишкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Но кто же едет во втором вагончике? Угадайте!
Шустрый маленький зверек,
По деревьям скок да скок.
Грызет шишки и орешки
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
(Воспитатель выставляет изображение белки и проводится звуковой анализ слова белка.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Угадайте, кто едет в следующем вагончике?
Рыжая плутовка,
Кур считает ловко. (Лиса)
(Воспитатель выставляет изображение лисы, дети берут карточки и выполняют звуковой анализ слова лиса, дети с воспитателем проверяют правильность выполнения и карточки собираются.)
Воспитатель: Путь наших путешественников проходил мимо станции, где жила девочка-озорница из мультфильма. Посмотрите на схему, ее имя начинается со звука «М».
Воспитатель: Ну конечно это Маша. А вот и она сама. (Выставляется изображение Маши.) Маше не терпелось узнать, кто же едет на паровозике. «Ну, кто же, кто же едет на паровозике», - говорила Маша и смотрела на часы.
Физкультминутка «Часы»
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так
(Наклонить голову то к одному, то к другому плечу)
(Раскачиваясь в такт маятника)
Налево – раз, направо – раз
Мы тоже можем так:
Как часики: тик-так.
Воспитатель: Давайте подскажем Маше, кто едет, но только не называя, кто это. (Игра «Угадай по описанию», например: дети объясняют Маше, что это рыжая плутовка, хитрая, любит кур посчитать и т. д.)
Воспитатель: Маша решила приготовить им подарки. Вот паровозик остановился на Машиной станции. Кому же Маша подарит сыр?
Дети: Сыр Маша подарит лисе.
Воспитатель: Кому Маша даст рыбку?
Дети: Рыбку Маша даст коту.
Воспитатель: Как вы думаете, что же она приготовила для белки?
Дети: Для белки Маша приготовила орехи.
Дети: Для белки Маша приготовила грибы.
Дети: Для белки Маша приготовила шишки.
Воспитатель: Наши герои поблагодарили Машу и поехали дальше.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, интересно путешествовать на паровозике? Давайте представим, что мы тоже едем вместе. (Звучит аудиозапись, дети «едут на поезде») За окнами мелькают леса, поля… Что же здесь произошло, ребята? Давайте остановимся и посмотрим. Здесь, наверное, был сильный ветер. Смотрите, у некоторых цветов слетели лепестки. Давайте поможем им, вернем лепестки на место. Цветкам с серединкой синего цвета надо поставить лепестки, в названиях которых первый звук – твердый звук (на лепестках - картинки). Цветкам с серединкой зеленого цвета надо подобрать лепестки, в названиях которых первый звук – мягкий звук. Цветкам с серединкой красного цвета надо подобрать лепестки, в названиях которых первый звук – гласный звук.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, как заиграла наша поляна. Какие красивые цветы растут на ней. Но все равно что-то не так. Вы слышите? Кто-то недовольно жужжит. Кто это?
Дети: Жук, пчела и бабочка.
Воспитатель: Как можно назвать их (воспитатель делает движение рукой) одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Наверное, это проказы ветра, они не могут попасть в свои домики. Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, то есть определить количество слогов и выбрать равное ему слово – цветок. Например: «жук», сколько слогов в слове жук?
Дети: В слове жук один слог.
Воспитатель: На каком цветочке живет жук?
Дети: Жук живет на цветке мак.
(Далее определяется, что пчела живет в тюльпане, бабочка на ромашке.)
Воспитатель: Как вы думаете, насекомые остались довольны? А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Если я произнесу гласный звук, то надо поднять руки вверх, если я произнесу согласный звук, то надо присесть, если я произнесу какое-нибудь слово, надо обнять себя, а если услышите непонятные звуки – хлопать в ладоши.
(Звучит гудок паровоза)
Воспитатель: Нашим героям пора отправляться в путь и нам вместе с ними.
(Звучит аудиозапись, дети «едут на поезде»)
Воспитатель: Какое яркое солнце, какое красивое озеро. Ой, что это? Это ветер-проказник разрушил мост, паровозик не может двигаться дальше. Как вы думаете, ребята, можно помочь нашим героям? Ну конечно можно. Мы сделаем мостик из слов. Вот, к примеру, возьмем слово нос, оно заканчивается на звук «с», значит, следующее слово должно начинаться со звука «с», например стул…
(Дети «строят» мостик из слов.)
Воспитатель: Вот и получился у нас замечательный мостик. Наш паровозик легко перебрался через озеро и въехал в свой город. Непоседа-ветер пошалил и тут. Он так сильно дул, что звуки превратились в буквы и у каждой из них один или несколько элементов он унес с собой. Ребята, поможем буквам? Давайте дорисуем им недостающие элементы.
Воспитатель: Посмотрите на свои буквы. Как вы думаете, вы справились с заданием? Молодцы, ребята. Наши герои очень рады, они оставили вам зашифрованное послание.
(На мольберте карточки с буквами, под которыми написаны цифры.)
Воспитатель: Надо расставить цифры по порядку и прочесть его.
(Получается слово «спасибо») Молодцы, ребята. Все сегодня старались. Что вам понравилось больше всего? Почему?
А вот и награда от наших путешественников – сладкие медальончики