Судакова Ирина
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления детей с природой.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять знания детей о характерных признаках осени: листья меняют цвет и осыпаются, птицы улетают на юг, зайцы линяют; уточнить понятия «золотая осень», «листопад».
2. Расширить представление детей о том, что не все деревья сбрасывают листву одновременно.
3. Воспитывать интерес к природе, умение видеть и понимать ее красоту, желание совершить добрый поступок.
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
1. Развивать воображение, внимание, память, мышление путем установления логических связей между явлениями в природе.
2. Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
3. Способствовать оздоровлению детей путем использование дыхательной гимнастики, игрового самомассажа, гимнастики для глаз.
Оборудование: оформление зала осенними листьями, деревьями, картонные листья на каждого ребенка, набор карточек для дидактической игры «Раньше -позже», игровой персонаж – зайчик, краски, кисти на каждого ребенка.
Предварительная работа:
• Наблюдения в природе;
• Рассматривание картин и иллюстраций об осенних явлениях;
• Разучивание песен, стихотворений об осенних явлениях;
• Отгадывание загадок;
• проведение дидактических игр «Встань к дереву», «С какого дерева лист?», «Чей кружок быстрее соберется?»;
• просмотр презентаций об осенних явлениях в природе.
Ход НОД
I. Вводная часть (мотивация).
Под «Песенку Паровозика» (м/ф «Паровозик из Ромашково») дети входят в зал, держась друг за друга.
Воспитатель: Доброе утро, ребята.
Дети здороваются.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие - в лес. А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Значит можно сказать, что мы поедем в осенний лес. Посмотрите, как здесь красиво!
1-й Ребенок:
Листик желтый, листик желтый
На дорожку упадет.
Это значит, это значит,
2-й Ребенок:
Приходи, красавица,
Деткам очень нравится
Осень золотая!
Ответы детей
Осень золотая!
Воспитатель: Скажите, а почему осень называют золотой? Куда улетают птицы осенью?
Ой, я слышу кто-то плачет… Давайте посмотрим.
Летом серый,
А зимой белый. Кто это?
Дети: зайчик.
Воспитатель достает из-за декораций игрушку- зайчика.
Воспитатель: Заинька, почему ты плачешь?
Зайчик: Мне очень грустно от того, что шубка стала у меня некрасивой, вся в клочьях.
Воспитатель: Ребята, подскажите, почему у зайчика шубка стала пестрой?
Посмотри зайчик, не только твоя шубка стала пестрой, все вокруг осенью стало другого цвета.
Воспитатель: А хотите рассказать зайчику, сколько изменений произошло вокруг?
Ответы детей.
II. Основная часть.
Дидактическая игра «Осенние приметы».
Воспитатель задает вопросы:
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто-часто льют дожди?
- Достаем ли сапоги?
- Листья на деревьях были зеленые, а стали…
- Земля летом была покрыта зеленой травой, а осенью стала похожа на…
- Подскажите зайчику, почему же листья оказались на земле?
- Правильно, осенью начинается листопад. Так что же такое листопад?
Воспитатель: Очень красиво падают листики на землю. Посмотри зайчик, как красиво можно с листиками танцевать.
Дети выполняют танцевальные движения с листьями. (Танец с листьями «Огоньки» //Евтодьевой А.)
Воспитатель: Когда мы идем по осенним листьям, какой звук мы слышим?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу и слушаем, как шуршат листочки под ногами.
Игровой самомассаж «Листочки в лесу».
Воспитатель: Медленно идем по лесу, друзья.
Слушаем, как листья шуршат под ногами.
В медленном темпе трут одну ладонь о другую.
А теперь идем мы быстрей и быстрей.
Энергично растирают ладони.
И снова шагаем медленно, не спеша.
Растирают ладони в медленном темпе.
Бредем с вами по лесу.
Воспитатель: Что-то зайчик опять загрустил. Он не знает, с какого дерева упал листочек. А вы можете ему подсказать, с какого дерева упал лист?
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель располагает на полу листья и показывает детям березовый, дубовый, кленовый листья.
Воспитатель: Вот ветер подул, листья мягким ковром легли вокруг. Возьмите по листочку, слушайте внимательно.
ИМП «Такой листок — лети ко мне».
Воспитатель: Я показываю лист от дерева: «У кого такой же листок, бегите ко мне!»
Воспитатель: Как хорошо вы играли с листьями. Зайчику понравилось. А вы знаете, почему листья меняют свой цвет и опадают только осенью, а не летом? А может, есть «закаленные» деревья, которые не боятся холода и долго не осыпаются?
3-й ребенок:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
На доске выставляется карточка №2 из дидактической игры «Раньше-позже». Дети рассматривают и выясняют, что береза осыпается первая, а дуб долго стоит зеленый.
Дыхательная гимнастика «Осень».
Наступила осень.
Листья на березе пожелтели.
Поднять руки вверх, пошевелить пальцами. Вдох.
Подул сильный ветер.
Он сорвал листья с веток,
«Ш-ш-ш» - на выдохе. Наклоны в стороны, руки вверх. Медленно опустить руки, присесть, руками коснуться пола.
И они стали падать на землю.
На березе осталось еще немного листочков.
Опять подул холодный ветер.
Последние листочки упали на землю.
Повторить движения еще раз.
А могучий дуб ветра не испугался.
Сильно дул холодный ветер,
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки вверх, чуть согнуть в локтях. Вдох.
«Ш-ш-ш» - на выдохе. Еле заметные наклоны вправо-влево.
Но не смог сорвать с могучего дуба листья.
Вот какой дуб выносливый и закаленный.
Встать прямо, спину выпрямить, руки вверху.
Дидактическая игра «Раньше-позже».
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим другие карточки. Их нужно расставить по порядку, что было сначала, что потом.
-Теперь зайчику мы можем рассказать, что же у вас получилось.
Воспитатель и дети составляют короткий рассказ.
Дети: В начале осени береза и дуб стояли зеленые. Становилось все холоднее, листочки на березе пожелтели и стали опадать, а дуб долго стоял зеленый. Но когда стало совсем холодно, полетели первые снежинки, листья на дубе потемнели и тоже облетели.
Заяц: Значит, когда наступят холода, на деревьях не останется ни одного красивого листочка?
Дети: Да.
Воспитатель: Поздней осенью деревья будут стоять уже без листьев, польют дожди. В лесу станет грустно и уныло.
-Ребята, зайчик опять загрустил. Давайте его развеселим, поиграем с ним.
Гимнастика для глаз «Зайка».
Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый зайку увидал.
Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в зафиксированном положении.
Зайка вправо, зайка влево.
Ах, какой зайчонок смелый!
Зайка скачет вверх и вниз,
Ты на зайку оглянись.
Дети поворачивают голову, смотрят через правое плечо, затем через левое плечо.
Зайчик спрятался от нас.
Открывать не надо глаз.
На несколько секунд закрывают глаза.
Рисование «Осенний листопад в лесу».
Воспитатель: Предлагаю вам стать художниками и нарисовать осенний листопад в лесу. А рисунки можно подарить зайчику на память, чтобы он не грустил.
Воспитатель: Чем вы будете рисовать? Какие цвета использовать для осеннего листопада?
Воспитатель: Молодцы! Как красиво у вас получилось.
Заяц: Какой красивый листопад нарисовали.
Воспитатель: Эти рисунки, зайчик, ребята нарисовали для тебя.
III. Заключительная часть (рефлексия).
Воспитатель: Вот и подошло путешествие к концу. Где мы сегодня с вами были?
Дети: Мы были в лесу.
Воспитатель: А в каком лесу мы были?
Дети: В осеннем лесу.
Воспитатель: А с кем мы встречались?
Дети: С зайчиком.
Воспитатель: Что мы делали в лесу?
Воспитатель: Любовались его красотой, играли.
Воспитатель: А еще?
Дети: Рисовали листопад.
Воспитатель: Вам понравилось быть путешественниками?
Воспитатель: Зайчик в лесу останется, а вам пора возвращаться в детский сад.
Вход в зал
Танец с листьями "Огоньки"
Игровой самомассаж «Листочки в лесу»
Дидактическая игра «Раньше - позже»
Рисование «Осенний листопад в лесу»
Детские работы