Илона
Игровая образовательная ситуация по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создание условий для обобщения знаний у детей о жизни диких животных в осеннем лесу. Закрепить представления детей о признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательная:
- Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
- Закреплять знания о диких животных, их поведении в осеннем лесу.
Развивающая:
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитывающая:
Публикация «Игровая образовательная ситуация по познавательному развитию в средней группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать у детей чувства любви и сострадания к объектам живой природы.
- Способствовать воспитанию заботливого отношения к животным.
- Способствовать развитию любознательности, отзывчивости, сопереживанию.
Методы:
-словесные (беседа, объяснение, рассказ);
-практические (подвижные и дидактические);
-наглядные (демонстрация, дидактические картинки, иллюстрации).
Оборудование к занятию:
-игрушки: зайчонок, зайчиха, белочка, ежик, мишка;
-корзинки;
-грибы и орехи (муляжи);
-голоса животных (аудиозапись);
-музыка «Зайка серенький сидит»;
-музыка «Звуки леса»;
-музыка «Про следы»;
-музыка «Мама».
Предварительная работа:
Наблюдения за природными явлениями на прогулках, чтение художественной литературы об осени, о животных, беседы, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
I. Вводная часть (2 минуты)
(Дети с воспитателем построились в круг)
В. Посмотрите, ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости (здороваются). Давайте с ними поздороваемся.
Д. Здороваются с гостями.
В. Я рада видеть вас, ребята, таких красивых, с хорошим настроением. Покажем гостям, какие мы с вами дружные и веселые.
С добрым утром, с новым днем
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречайте,
День хороший начинайте.
(Воспитатель проговаривает слова вместе с детьми).
В. Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый золотой, багряный,
Веселой, пестрою, стеной,
Стоит над светлою поляной.
И. А. Бунин
В: Скажите о каком времени года это стихотворение? (Дети: об осени)
- Ребята, назовите признаки осени, что происходит осенью? (Дети: Осенью листья желтеют и опадают, осенью птицы улетают в тёплые края, осенью солнце греет мало, осенью частые дожди, осенью небо серое, осенью становится холоднее).
В: Ребята, а вы любите путешествовать? (Дети: Да)
В: Тогда предлагаю всем отправиться в путешествие в осенний лес. Закройте глаза, тихо покружимся, я произнесу волшебные слова, и мы перенесемся в осенний лес.
(Тихо звучит спокойная музыка, звуки леса (пение птиц, шум деревьев).
В. Мы в листочки превратились
И тихонько закружились.
Покружились, полетели,
На пенечки тихо сели. (дети садятся на стульчики)
Вот мы и оказались в осеннем лесу, посмотрите как красиво вокруг.
А в лесу надо вести себя тихо, чтобы не испугать лесных жителей.
II. Основная часть (15 минут)
Раздается плач зайчонка.
В. Ребята, что это? Кажется кто-то плачет. Кто же это?
В. Здравствуй, Зайчонок! Что у тебя случилось?
Зайчонок: Здравствуйте, ребята! Я заблудился в лесу и очень хочу вернуться к своей маме, а как найти дорогу, не знаю.
В. Ой, ребята, что же мы будем делать? (Дети: поможем Зайчику)
- Ой, кто же шевелится в листве, еще и фырчит? (Дети: ежик)
Зайчонок: Здравствуй, ежик! Ты не видел мою маму – зайчиху?
Ёжик: Нет, не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу, а из листьев и травы делаю себе теплую, уютную норку.
В: Ребята, скажите, что ежи любят кушать? (Дети: яблоки, груши, ягодки, корешки, червяков).
В. Ребята, как вы думаете, что запасает на зиму ежик? (Дети: ежик не делает запасов). Почему ежик не делает запасы на зиму? (Дети: спит в своей норке)
Ёжик: Верно, мне не надо запасов на зиму, я много кушаю летом и осенью, а зимой я буду спать в своей норке до самой весны.
В. Ребята, не будем мешать ежику. (Дети прощаются с ежиком)
В: Зайчонок, не грусти, найдем мы твою маму – зайчиху. Поиграй с нами.
Физкультминутка «Зайка серенький сидит» (Музыкальная)
Зайка серенький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть. (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Белочка: Здравствуйте ребята, здравствуй зайчонок! (Дети: здравствуй, Белочка)
Зайчонок: Здравствуй, белочка! Ты не видела мою маму – зайчиху?
Белочка: Нет, я не видела твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. Мне нужно сделать припасы себе и своим деткам, бельчатам.
В: Как вы думаете, какие запасы делает белка? (Дети: орехи, ягоды и грибы). А зачем белка делает запасы? (Дети: зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому она заготавливает их заранее).
Белочка: Ребята, а знаете куда я прячу свои запасы? (Дети: в дупло)
Белочка: В свое дупло я приношу орешки, а грибочки развешиваю на ветки деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.
В: Ребята, поможем белочке собрать грибы и орешки? (Дети: поможем)
Подвижная игра «Собери грибы и орехи»
(игра выполняется под музыку «Про следы»)
В: В большую корзинку надо собрать грибы, в маленькую – орехи.
Белочка благодарит ребят.
В: Ребята, а как вы думаете, зимой белочке холодно? (Дети: не холодно).
Белочка: Зимой мне не холодно. Мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А когда наступят сильные морозы, я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.
Зайчонок: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Но мне хочется поскорее найти свою маму. Прощай, белочка! Мы отправляемся дальше на поиски мамы – зайчихи.
В: Ребята, скажите, кто еще живет в лесу? (Дети: медведи, волки, лисы).
Зайчонок: Ой, я очень боюсь волка и лисы.
В: Если зайчик попадет волку или лисе в лапы, то ему не поздоровится. Ребята, а как вы думаете, волк и лиса готовятся к зиме? (Дети: да)
В: Как? (Дети: они меняют свои шубки, у них отрастает другой, более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть).
В: Лиса прячется от зимней стужи в норе, а волк - в логове.
Зайчонок: Ой, боюсь, боюсь!
В: Не бойся, зайчонок, мы не дадим тебя в обиду!
В: А это что за треск раздался? Ребята, отгадайте загадку.
В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Дети: медведь)
Медведь: Здравствуйте, ребята!
В: Посмотрите, и правда - медведь. Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (Дети: медведь летом и осенью много ест, копит жир, чтобы крепко спать – до весны).
В: Ребята, а где спит медведь? (Дети: спит в берлоге и его нельзя будить).
Медведь: Правильно ребята, я строю себе берлогу и зимой в ней сплю. Мех мой к зиме становится густым и теплым, поэтому я не замерзаю. Много дел у меня, пошел я дальше.
Зайчонок: А вон моя мама! Мама!
Зайчиха: Мой маленький зайчонок, ты нашелся! Ребята, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка.
Зайчиха: Пора нам идти, к зиме готовиться.
В: Ребята, а как зайцы готовятся к зиме. (Дети: меняет серую шерстку на белую). Подумайте, для чего зайцы меняют цвет меха? (Дети: в белой шубке зайца не заметно на снегу)
Зайчиха: Правильно! Спрячемся в сугробе, прижмём ушки, закроем глазки и сидим тихонечко, словно белый снежок. И еще зимний мех теплее и гуще.
В: Ребята, как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Дети: нет, не делают).
В: Правильно, ребята, зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из-под снега достают корешки.
В: Ребята, скоро осень закончится, и у наших зайчиков ещё много дел. Но прежде, чем попрощаться с зайчиками, давайте приготовим им угощение - морковку. Пройдем на волшебную полянку (дети подходят к столам).
В: Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки выпрямите.
В: Но прежде, чем начать, необходимо подготовиться к работе.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики зайчики»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)
Вышли зайчики гулять. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)
В домик спрятались опять. (сжимаем кулачки).
В: А морковку для зайчиков мы будем делать волшебную.
В: Сейчас я вам покажу как мы будем делать морковку.
В: Ребята, какой формы морковка (Дети: конус). Правильно. Обратите внимание, что круги, из которых мы сделаем конус разные по размеру (Большие, поменьше, маленькие). Берем волшебную палочку и начинаем нанизывать сначала зеленый хвостик, затем круги, сначала большой, затем – поменьше, меньше, меньше и самый маленький.
В: Приступайте к работе.
(Фоном звучит музыка без слов «Мама»)
После выполнения работы.
В: Молодцы, ребята! Зайчики будут очень рады, угощению.
В: Ребята, давайте попрощаемся с зайчиками. (Дети прощаются с зайцами).
В: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу. А нам надо возвращаться в детский сад. Закроем глаза и покружимся как листочки.
Листочки, листочки
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь!
III. Заключительная часть (3 минуты).
Итог:
Воспитатель:
-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
-Что происходит осенью в природе?
- Каких животных мы встретили в лесу?
-Чем занимаются дикие животные осенью?
- Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?
- Кто из зверей впадает в спячку?
- А ежик из чего делает себе норку?
- Где спит медведь?
- А кто делает запасы на зиму?
- Где живет белочка?
- Зачем белка меняет цвет шерсти?
- Кто ещё меняет цвет шерсти?
В: Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме.
В: Кому мы помогли найти маму? (Дети: зайчонку). Мне очень понравилось с вами искать маму зайчонка. Вы не бросили его в беде.
В: Понравилось вам наше путешествие?