Виктория Бондарева
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством использования игрового набора «Мир головоломок»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей.
Федеральные государственные образовательные стандарты сегодня диктуют нам направления на достижение у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности.
Известный психолог Л. С. Выготский сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке.
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в период школьного обучения. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления.
Современными исследованиями установлено, что головоломки могут быть эффективным средством умственного и, в частности, интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Б. П. Никитин писал: «Я с детства уважал головоломки и, видимо, поэтому стал понимать, как идёт развитие ума ребёнка.
Учителя в школах, как правило, делают детей знающими, а изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными».
Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется только в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Игры-головоломки служат своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности.
Педагоги знакомят воспитанников с играми, руководствуясь принципами «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».
Эти принципы способствуют поддержанию у ребенка интереса и веры в свои возможности в результате самостоятельно выполненного задания и создания условий для умственного и творческого развития личности дошкольника, способного к достижению цели.
Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.
Дети очень активны в восприятии головоломок.
Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность.
Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
На первых этапах обучения детей решению задач - головоломок педагоги не оставляют их один на один с новой задачей, так как необходимо понять, в чем дети испытывают трудности, и помочь им.
Там, где дети могут справиться сами, надо позволить им получить удовольствие от самостоятельно найденного решения.
В своей работе по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста мы используем игры – головоломки В. И. Красноухова, такие, как: «Репка», «Складушки», «Слагалица», объемные головоломки – «Осенний кубик», «Гала-куб».
В основе игр лежат развивающие занимательные задания.
Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Игры – головоломки: «Репка», «Складушки», Слагалица» представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение.
Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов.
Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.
Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты.
Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.
Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми.
Объемные головоломки: «Осенний кубик», «Гала-куб» привлекают формой, объемом деталей.
В процессе их решения у дошкольников развивается пространственное мышление, воображение, формируется умение работать со схемой. А в целом головоломки способствуют интеллектуальной подготовке детей к обучению в школе, так как предоставляют большие возможности для манипуляции с деталями. Тем самым развивают мелкую моторику, что необходимо для подготовки руки к письму. Они помогают формировать у детей такие жизненно важные качества, как быстрота, привычка к труду, активная позиция, навык самоконтроля. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе. А. В. Запорожец считал: «Для того, чтобы ребенок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определенного уровня развития. Ребенок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы». Чем полезны такие игры детям? Головоломки направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности. В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если не «получается» Все выше перечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе также, как умение читать, писать и считать. Приобщение детей к решению головоломок – это большая часть успешной подготовки детей к школе. Уверены, если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит.