ЕЛЕНА СЕЛИВЕРСТОВА
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием игр с блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" с использованием игр с "Блоками Дьенеша"
Программное содержание:
Продолжить учить детей выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, такого же цвета) по схематическому изображению;
Закреплять:
- Умение воспроизводить количество по образцу и числу.
- Навыки счета, умение соотносить количество предметов и цифры в пределах 8.
- Знания геометрических фигур и форм, умение определять их способом тактильного обследования.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием игр с блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- Представление о последовательности частей суток.
Развивать мышление, коммуникативные навыки, диалогическую речь детей.
Воспитывать заботливое отношение к окружающим, дружеские взаимоотношения.
Оснащение.
Схема города, на каждой улице значок - геометрической фигуры, мольберт, изображение солнца, луны, коробка блоков Дьенеша на каждого ребенка, два обруча, нарисованные домики разных цветов, разных размеров, фонограмма «Утро в лесу», схема с условным обозначением формы, цвета, величины, 8 стульев со схемой на спинке, проигрыватель и диск с записями песни «Веселые путешественники».
Предварительная работа.
Чтение сказок, работа с блоками Дьенеша. Дидактическая игра «Назови цвет», «Геометрические фигуры», «Цвет и форма».
Ход занятия:
Организационный момент (с мячом)
Дети становятся в круг
Воспитатель: Дети вы любите сказки? Я тоже их люблю! Какие сказки вы знаете?
Передавая мяч дети называют разные сказки.
Воспитатель: Какую же сказку вам рассказать? А давайте мы вместе с вами придумаем новую сказку и поиграем? Вы мне поможете?
Дети: поможем
Воспитатель: тогда садитесь поудобнее, выпрямите спины, слушайте внимательно.
Герои нашей сказки живут в этой коробке (показ коробку с блоками Дьенеша). Вам они знакомы?
Дети: да знакомы!
Воспитатель: Сейчас мы это проверим! (выкладывает несколько фигур из расчета по 1 на каждого ребенка в «Волшебный мешочек»). Попробуйте угадать на ощупь форму фигуры и назвать ее.
Игра «Волшебный мешочек»
Дети обследуют фигуры на ощупь и называют их.
Воспитатель: Молодцы все фигуры назвали правильно. Сколько же у нас получилось фигур? Как нам узнать?
Дети: Нужно посчитать!
Воспитатель: Давайте посчитаем.
Дети хором вслух считают фигуры – 1 2 3 4 5 6 7 8
Воспитатель: молодцы! Маша, сколько всего фигур?
Дети: восемь.
Воспитатель: Правильно, а Алеша не будет нам говорить, сколько всего фигур, а покажет цифрой. Алеша, найди нам цифру, которая соответствует количеству фигур.
Мальчик находит цифру 8.
Воспитатель: Света, как ты думаешь, Алеша правильно выбрал цифру? Какая это цифра?
Света: правильно! Это цифра восемь.
Воспитатель: В нашей сказке будут жить и другие фигуры, поэтому я добавлю еще столько же фигур. Что-то я совсем запуталась, подскажите мне, сколько мне нужно отсчитать фигур.
Дети: Восемь!
Воспитатель: Таня, помоги мне, пожалуйста! Мы с Таней будем отсчитывать фигуры, а вы следите, чтобы мы не ошиблись.
Таня вместе с воспитателем отсчитывает 8 фигур.
Воспитатель: Спасибо. Ребята мы правильно посчитали?
Дети: Правильно.
Воспитатель: Значит все герои нашей сказки на месте. Итак, сказка начинается! Ой, а как сказки то начинаются?
Дети: Жили – были, В некотором царстве….
Воспитатель: Понятно, давайте так. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были не тужили дружные фигурки. А царство то было не простое, а математическое, поэтому-то даже улицы там назывались, а впрочем, догадайтесь сами – как они назывались?
Игровое задание «Расселите жителей сказки по улицам»
Показывает схему города, на каждой улице значок - геометрическая фигура. Воспитатель: Ну что, догадались? Оля, как ты думаешь можно назвать эту улицу?
Показывает указкой улицу со знаком "квадрат"
Оля: улица Квадратная
Воспитатель: Как вы думаете, какие фигурки живут на этой улице?
Дети: квадратные!
Аналогично дети дают названия другим улицам и определяют их жителей.
Воспитатель: Ну, раз вы знаете, на какой улице живут фигурки, возьмите каждый по две фигуры и проводите их до самого дома, да не перепутайте, внимательно посмотрите на цвет домов.
Если сделаете все правильно, то мы потом похлопаем нам в ладоши.
Дети раскладывают фигуры, группируя их по форме и цвету
А воспитатель кладет одну фигурку не в свой домик и обращает внимание, что кто то плачет, наверное, поселили фигурку не в свой домик, дети проверяют и исправляют ошибку.
Воспитатель: Молодцы! Вы се правильно сделали.
Игровая обучающая ситуация «Времена суток»
Воспитатель: Ну, вот все благополучно оказались дома, а на улице стало совсем темно, на небо вышла луна.
На мольберт накинуть темное покрывало и прикрепить луну.
Воспитатель: Наступила. Какое время суток?
Дети: Наступила ночь.
Воспитатель: Что вы делаете ночью
Дети: Ночью мы спим.
Воспитатель: Вот и наши фигурки легли спать. Много ли мало ли времени прошло, но вот запели птички, взошло солнышко. Наступило…какое время суток?
Дети: Утро!
Воспитатель: Конечно утро! А что вы делаете утром?
Дети: Утром мы просыпаемся, умываемся, завтракаем, идем в детский сад.
Воспитатель: Вот и наши фигурки умылись, оделись и пошли в детский сад.
А вас, ребята, кто в детский сад провожает?
Дети: Мама, папа и т. д.
Игра «Отведем героев сказки в детский сад»
Воспитатель: Давайте и мы проводим наши фигурки в детский сад.
Дети берут фигурки и идут в «детский сад», расположенный на ковре.
Воспитатель: Вот и детский сад. А в какую же группу определить малыша? Обратите внимание наши фигуры разные по размеру – есть фигуры большие, наверное, им надо в старшую группу, а другие маленькие - из младшей группы. Только как нам определить, где старшая, а где младшая группа? Тут на группах нарисованы домики. Что можно про них сказать?
Дети: Один домик большой, другой – маленький.
Воспитатель: Как вы думаете, куда нужно поместить большие фигурки?
Дети: Большие фигурки в группу, где нарисован большой дом, а маленькие где маленький домик.
Дети группируют фигуры по величине.
Воспитатель: ну вот все малыши нашли свою группу. Теперь можно и поиграть. Хотите?
Дети: Да
Воспитатель: В какую игру вы хотите поиграть?
Дети перечисляют игры
Воспитатель: А когда я была маленькая, я очень любила играть в прятки. Хотите, поиграем?
Дети: Хотим!
Игра «Прятки»
Воспитатель: Давайте поиграем. Раз мы сегодня в сказке, где живут фигурки, то пусть они и прячутся, а мы будем их искать. Надо же, они уже успели спрятаться в свои коробочки, как же мы их отыщем? Посмотрите, они оставили нам подсказки!
На коробке лежит схема, с условными обозначениями формы, цвета и величины.
Воспитатель: Давайте подумаем, какую фигуру нужно здесь отыскать. Какой она формы?
Дети: Круглой
Воспитатель: Почему ты так думаешь?
Дети: Здесь нарисован круг.
Воспитатель: А какого цвета этот круг?
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: А о чем говорит этот дом?
Дети: Фигура должна быть большой.
Воспитатель: Значит фигура, которую мне нужно найти, круглая, красного цвета и большая. Правильно? Повтори, Ира, какая должна быть эта фигура.
Ребенок повторяет.
Воспитатель: А сейчас попробуйте сами отыскать спрятанные фигуры
Дети подходят к коробкам и ищут фигуры по схемам.
Воспитатель: Рома, расскажи, какую фигуру ты нашел. А вы, дети, внимательно следите по схеме, если Рома расскажет все правильно, мы ему похлопаем.
Дети оценивают выполнение задания. По аналогии проверить еще 1-2 детей, остальных визуально контролирует воспитатель.
Воспитатель: Молодцы ребята, все фигурки нашли правильно. Давайте похлопаем всем нам.
Хлопают все.
Воспитатель: А между тем, день в детском саду подошел к концу. Фигурки поужинали и скоро пойдут домой. Как вы думаете, какое время суток наступило?
Дети: Наступил вечер.
Воспитатель: А кто же отведет фигурки домой? Может они сами пойдут?
Дети: Нет, одним нельзя уходить из детского сада!
Воспитатель: А почему?
Дети: Детям опасно ходить одним, можно попасть под машину или встретить злых людей.
Воспитатель: А кто же проводит наши фигурки?
Дети: Мы их проводим!
Воспитатель: Ну что ж, давайте все вместе отведем их.
Дети берут фигурки.
Игра «Разместите пассажиров согласно обозначенным местам»
Воспитатель: Я сегодня так устала, может нас кто-нибудь подвезет. На чем мы можем доехать?
Дети: На своей машине, на такси, на автобусе…
Воспитатель: Конечно, можно поехать на любом транспорте. Но нас очень много. На каком же поедем?
Воспитатель: Конечно. Поедем на автобусе. Где садятся на автобус?
Дети: На остановке.
Воспитатель: Идемте на остановку. А вот и автобус. Но прежде чем занять свои места рассмотрите свои фигурки внимательно, для каждой из них определено свое место. Оно обозначено схемой. Заходите в автобус, найдите по схеме свое место. А я буду кондуктором. Автобус поедет только тогда когда все пассажиры правильно займут места, и вы услышите сигнал.
Дети находят свои места. Звучит сигнал. Автобус отправляется (звучит фонограмма песни «Веселые путешественники»).
Воспитатель: а вот и наша остановка.
Дети «выходят» из автобуса.
Воспитатель: Проводите фигурки в свои домики
Дети раскладывают фигурки в домики.
Воспитатель: Ну вот все фигурки благополучно оказались дома, да и нашей сказки конец, а кто мне помогал - МОЛОДЕЦ!