Ахматова Елена Сергеевна
Практикум «Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей «Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»
Цель мероприятия.
1. Познакомить родителей с дидактическим материалом – «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки Кюизенера».
2. Стимулировать родителей на приобретение палочек и блоков своим детям.
Публикация «Практикум „Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
План проведения практикума :
1. Знакомство с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
2. Практические игры и упражнения с блоками и палочками.
3. Заключение. Рефлексия.
Оборудование: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игровые альбомы.
Описание пратикума.
Презентация «Играем и развиваемся».
1. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а, действительно, заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, важно учитывать следующее: язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить то, о чем идет речь.
Это особенно актуально, поскольку в настоящее время - время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
СЛАЙД №2
В своей работе по развитию логико-математических способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся догадываться, доказывать. СЛАЙД №3
Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. СЛАЙД №4
В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
Наряду с логическими блоками в моей работе с детьми применяются игровые альбомы: «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 года», «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 2-4 года», Блоки Дьнеша для малышей «Маленькие логики». СЛАЙД №5
Ещё одним уникальным дидактическим материалом, который я использую в работе с детьми, являются палочки Кюизенера. СЛАЙД №6
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. СЛАЙД №7
Набор содержит 241 палочку; каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину - от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах.
Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. СЛАЙД №8
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Существуют и условные классы: СЛАЙД №9
Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая)– это красная семья, кратная 2.
Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя)- синяя семья, кратная 3.
Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
7- черного цвета.
1-белого цвета и кратна любому числу.
Наряду с палочками в моей работе применяются игровые альбомы: «Весёлые дорожки», «Вместе весело играть». СЛАЙД №10
Для начала надо познакомить детей с блоками и палочками. Я выложила перед детьми наборы и дала им вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. СЛАЙД № 11 Чуть позже предложила следующие задания: найдите все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.). Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
Затем я включала палочки и блоки в занятия и использовала в работе с детьми игровые альбомы. СЛАЙД №12
2. Практическая часть.
А теперь давайте поиграем…
Упражнения с палочками Кюизенера :
1. Выложите коврик, первая ниточка- цифра 6 (фиолетовая, вторая- из двух меньших (жёлтая и белая) и т. д. СЛАЙД №13
2. Постройте две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум или соответствовать розовой палочке. СЛАЙД № 14
3. Придумайте рисунок, в котором бы использовались палочки 3- х цветов.
Упражнения с блоками Дьенеша :
1. Заселите жильцов в квартиры. «Бездомных быть не должно».
2. Покажите блок по заданному условию: круглый, но не синий; жёлтый, но не треугольный; красный, но не круглый и не большой; красный маленький, но не квадратный.
3. Составьте из блоков камаз, козу, стрекозу. СЛАЙД №15
Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками палочками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Домашнее задание: нарисовать сказочного героя любимой русской народной сказки.