Татьяна Долгер
Проект по математическому развитию «Дорога в мир занимательной математики с блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, является требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность дошкольников.
Публикация «Проект по математическому развитию „Дорога в мир занимательной математики с блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицании «не».
Проблема: Формирование математических представлений для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Поэтому я предлагаю детям самый универсальный дидактический материал – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашего дошкольного учреждения проекта.
Тип проекта : познавательно – исследовательский, игровой.
Контингент участников проекта : дети младшего возраста, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный - 2 месяца (август-сентябрь)
Цель: Закрепление в игровой форме представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Познакомить детей и родителей с блоками Дьенеша.
Задачи: Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;
Расширять представление о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, размер
Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности;
- Сравнение групп предметов;
Воспитательные
- Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.
Развивающие
- Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Подготовительный этап (с 1.08.17. – 14.08.17.)
Задачи: На первом этапе – главной целью было определение состояния работы по формированию математических представлений с помощью блоков З. Дьенеша у детей младшей группы также была изучена методическая литература по данному направлению и осуществлялся поиск материала.
Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно — развивающей среды;
Рассматривание наборов геометрических фигур Блоков З. Дьенеша.
Размещение информационного материала в родительском уголке: Определение цели и задач проекта, участников проекта.
Анкетирование родителей
Показ презентации: «Блоки З. Дьенеша».
Консультация для педагогов «Это просто и увлекательно» по изготовлению пособий,
дидактического материала по блокам Дьенеша.
Основной этап 2-6 неделя (с15.08.17.- 22.09.17.)
Задачи: Апробация тематического планирования и отбор наработанного материала по организации деятельности. Развитие у малышей логического мышления, ,аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи с помощью блоков Дьенеша.
Для детей
Дидактические игры:
«Раздели фигуры»
«Найди такой же» «Дорожки» Развивать у детей восприятие формы (большой, маленький).
Рассматривание картинок больших и маленьких предметов.
Д. и. Дидактические игры:
Д. и «Соберем урожай»
Д. и «За грибами»
Игра «Что изменилось».
Перед детьми выкладывают несколько фигур.
Развивать умение группировать предметы по определенным признакам.
«Найди такую же»
Игровое занятие
«Цвет и форма, классификация по одному признаку».
Чтение стихотворения о геометрических фигурах. В. Борисов а
Знакомство детей с дидактическим пособием «Собери бусы»
Д. И. «Соберём урожай».
Д. игра «Хоровод»
Для родителей
Консультации «Блоки Дьенеша в саду и дома»
Изготовление книжечки со стихами о геометрических фигурах.
Мастер- класс «Учимся- играя»,
Поручения: Изготовление карточек -схем
разработка конспектов О. С. с использованием Блоков Дьенеша.
Заключительный этап (с 25.09.17. по 29.09.17).
Задачи: подведение итогов и анализ работы
На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям: в работе с детьми, родителями, педагогами. А также определены перспективы дальнейшей работы.
1. Обобщение результатов, описание опыта работы.
2. Выступление перед коллегами и родителями.
3. Оформление альбомов с фото деятельности детей на всех этапах, картотек проводимых игр, дидактических пособий.
Совместная игровая деятельность детей и родителей :
Собери такую же картинку»
Демонстрация видео занятия с использованием блоков Дьнеша.
Создание картотеки логических игр с Блоками З. Дьенеша.
Для педагогов.
Деловая игра для педагогов по распространению опыта работы.
Создание интерактивной игры с использованием блоков З. Дьенеша.
Продукт проекта : Создание напольных блоков Дьенеша.
Ожидаемые результаты проекта : Таким образом, блоки З. Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. Дети младшего дошкольного возраста усвоили цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур, научились работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т. д.).
Литература:
-Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
-Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.- 144 е. : ил.
-Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Воронина Л. В. Педагогические особенности проектирования инновационной модели математического образования периода дошкольного детства // Образование и наука. - 2010. - № 6
Интернет ресурсы:
https://triz-plus.ru/glavnaya
https://www.maam.ru.
https://nsportal.ru/ https://www.babyblog.ru