Наталья Бабаревич
Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебная соль» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебная соль»
Образовательная область: познание
Тип НОД: занятие по сообщению новых знаний (опытно-экспериментальная деятельность)
Вид НОД: тематическое
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с солью и ее свойствами,
- закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Волшебная соль“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- учить рисовать при помощи соли, используя нетрадиционную форму.
Развивающая :
- развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования
- развивать наглядно-образное мышление, творчество, путем проведения опытов.
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
- воспитывать интерес к занятию
- воспитывать умения согласовать действия между собой.
Методы и приемы: Вопросы к детям, творческая работа, художественное слово, видов деятельности.
Словарная работа: безвкусная, соленая, сыпучая, рассыпчатая, морская, мелкая, крупная
Материалы и оборудование: тарелочки с солью, куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, вода, салфетки, шприцы, готовый фон для рисования дерева, клей, кисти, краска 2 цветов. (Синяя, желтая)
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Индивидуальная работа:
Планируемые результаты: Знакомство с солью ее свойствами, знакомство с нетрадиционной формой рисования.
Форма проведения: экспериментально-исследовательская деятельность
Ход занятия:
Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты. А кто работает в лабораториях? (ученые).
Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль :
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
Опыт №1 «Определение свойств соли»
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах?
Понюхайте её. Есть ли у нее запах? (без запаха).
Какая она на вкус? (соленая).
Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).
Значит соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая).
У нас столе лежать шприцы с водой. Возьмите шприцы и капните на соль водой. Что произошло? (соль впитала воду).
А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).
А сейчас каждый из вас возьмет стаканчик с водой и ложку соли. Насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась).
Изменился ли цвет воды? (нет).
А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный). Молодцы.
Вывод: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
Опыт №2 «Растапливание льда»
Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.
Подходим к следующему столу. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью.
Вывод: Так соль растапливает лед.
Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.
Вот мы немножко отдохнули, но опыты на этом не закончились, давайте продолжим.
Подходим к третьему столу
А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду.
Опыт № 3 «Тонет – не тонет?».
Цель: Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.
Материал: Соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.
Ход: - в стакан с водой опустить яйцо с помощью ложки;
Вывод: Яйцо тонет.
- другой стакан с водой добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;
-опустить яйцо в этот стакан.
Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему?
В пресной воде яйцо тонет, т. к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т. к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.
Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.
Опыт №4 «Рисование солью»
Ребята, а скажите мне какое сейчас время года? Зима
Правильно зима. Все деревья окутались в снега и стали снежными.
Хотите нарисовать снежное дерево при помощи соли?
Тогда садитесь за столы, у каждого из вас есть готовый фон, на котором изображено дерево, но оно еще не укрылось снегом, как все деревья на улице, давайте им поможем. Возьмите клей и кисти, закрасьте клеем всю часть дерева. (Показываю и закрашиваю вместе с детьми)
Затем возьмите соль и посыпьте дерево, так что бы оно все было закрыто. (Показываю и засыпаю вместе с детьми)
Посмотрите, какая красота у нас получилась. Настоящее снежное дерево
Ребята к нам пришёл в гости журналист (2- ой воспитатель с микрофоном переодет в журналиста)
Задаёт вопросы, детям используя микрофон. Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? Какие опыты с солью вы проводили? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей.
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус.
Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.
На этом наше занятие по экспериментированию соли подошло к концу. Спасибо вам ребята! Давайте попрощаемся с нашими гостями, подойдем и прикоснемся своими ладонями к их ладоням.