Светлана Леонтьева
«Волшебная глина». Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА
▼ Скачать + Заказать документы
онспект занятия
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА
Воспитатель: Леонтьева Светлана Геннадьевна
Пояснительная записка
Публикация «„Волшебная глина“, Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Данное занятие является частью творческого проекта «Волшебная глина», целью которого является развитие сенсорного (тактильного) опыта детей старшего дошкольного возраста. Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Для таких детей особенно актуальным является развитие моторики руки, тактильных ощущений. В качестве материала для работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Этот материал активизирует тактильные ощущения. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Глина при необходимости может стать жидкой или твердой. Она легко может «подстроиться» под малыша: для ребенка со сниженным мышечным тонусом руки, можно подготовить материал более эластичный. Работа с глиной не требует каких-то специальных условий.
В занятии подобраны приемы, которые позволяют детям полностью сосредоточиться на своих тактильных ощущениях. Например, различные задания, которые дети выполняют с закрытыми глазами. При исключении зрительного анализатора, активно включаются процессы кинестетической памяти, активно используется накопленный опыт, ребенок погружается в мир своих тактильных ощущений… Для этого дети сначала просто закрывают глаза, выполняют поисковые действия под салфеткой, глаза закрывают с помощью тканевых очков. Используется стихотворение, под ритм которого дети выполняют определенные манипуляции с глиной.
Работа с глиной – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей. В процессе реализации поставленной задачи – украсить гору - дети ведут беседы друг с другом. Они взаимодействуют друг с другом, делятся друг с другом мыслями, чувствами, ощущениями. Роль педагога в этом взаимодействии – побуждающая. С помощью вопросов, в том числе и проблемных, он активизирует речь детей.
Главное помнить истину: «Все, что ребенок сотворит — единственное в своем роде!»
Задачи:
1) Продолжать знакомить детей со свойствами глины (мягкая, пластичная, коричневая, напомнить детям разные способы лепки цветов (розы, ромашки, научить новому способу – раскатывание «колбаски» и скручивание ее по кругу;
2) Развивать мелкую моторику руки, сенсорные ощущения, наблюдательность, мышление, пространственную ориентировку (вверх, вниз, кинестетическую память. Способствовать развитию речи, через побуждение детей к размышлениям, активизация словаря детей (прилагательные, глаголы). Развивать творческое воображение, фантазию;
3) Воспитывать дружеских отношений в коллективе, умение объединиться для достижения общей цели. Помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность.
Оборудование: стол с клеенкой, глина, тканевые очки, фартуки на каждого ребенка, декоративное стекло, салфетка, поролоновый мяч диаметром 5-6 см.
Организация детей: занятие проводится с подгруппой детей (4-5, дети сидят на стульчиках вокруг стола.
Ход занятия:Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в путешествие. Что вы видите перед собой? На что это похоже? Вы хотите отправиться в путешествие? Сегодня мы будем подниматься на высокую гору. Как вы думаете из, чего она сделана? (из глины) Положите руки у подножия горы. Давайте погладим ее, поздороваемся с ней. Какая глина на ощупь? Давайте посмотрим на модель, которая нам поможет рассказать о свойствах глины. Составляем описательный рассказ по цепочке (правило: дети должны не повторяться) Давайте разгладим гору. Вы много знаете об этой горе, о материале из которого она сделана.
Наши ладошки поздоровались. А теперь поздороваются наши пальчики, но каждый по отдельности (большой, указательный, средний, безымянный и мизинец).
Теперь давайте положим наши ладошки на волшебную гору, закроем глаза и представим, о чем она думает?
Давайте заберемся на самую ее вершину (большой палец сжимает безымянный и мизинец, указательный и средний пальца, «поднимаются»). С горы текут ручьи, которые превращаются в реки (все пальцы, кроме указательного сжаты в кулак, указательный палец скользит по поверхности горы). Давайте покажем, как они стекают сверху – вниз. Откуда текут ручьи? (сверху) Куда текут они? (вниз) (Замечаю разницу между глубиной ручьев, спрашиваю у детей, почему этот ручей глубже). Снова поднимемся, спустимся по ручейку. Выполняем 2 раза.
В ручье течет вода. Вода – это жизнь. Кому она дает жизнь? Она дает силу растениям. Без растений и воды не могут прожить животные. Давайте сделаем гору красивой. Но сначала разомнем наши руки. Чтобы размять их, нам необходимо найти глину. Под салфеткой находятся 2 комочка и только один из них глиняный. Предлагаю 1-2 детям просунуть руку под салфетку, с помощью обследовательских действий (ощупывание, сжимание и др., найти глину. (под салфеткой глина и поролоновый мяч). Раздаю комочки глины. Предлагаю под ритм стихотворения выполнять различные манипуляции с глиной.
1,2,3,4,5
Будем мы лепить, играть,
Глину нашу превращать:
Был комок, стал колобок.
Сжали – вот и колесо!
Трубка, если захотим.
С птицей вдаль мы полетим.
Снова круглой стала глина
Посмотрите, что за диво!
Раскатывание глины между ладонями круговыми движениями
Сжать глину между ладонями
Скрутить «блин» в трубочку 2 руками
Согнуть пополам трубочку
Сжать глину между ладошками, скатать глину в комок круговыми движениями.
Сначала дети выполняют упражнение с открытыми глазами, затем глаза мы закрываем тканевыми очками. После, сравниваем наши ощущения. Когда было сложнее выполнять действия?
Предлагаю детям подумать, чем мы украсим волшебную гору? На ней может расти все что угодно, ведь она волшебная, сказочная. Выслушиваю ответы детей.
Работа детей. По ходу работы я спрашиваю, о действиях детей, что они делают с глиной (отрывают кусок, раскатывают, скручивают, сжимают и др.).
Мягкую, вязкую глину возьмём.
Шлёпнем-пошлёпнем, чтоб стала послушной.
Лепим-прилепим, месим и мнём –
Вот показались гномика ушки.
Пусть постараются наши ладошки!
Вместе с детьми вспоминаем способы лепки цветов (роза, ромашка). Показываю новый способ изготовления цветка. Скатываю «колбаску», скручиваю ее двумя руками от себя по кругу. Обращаю внимание на разные по размеру цветы, спрашиваю, почему они такие разные, от чего это зависит.
Обращаю внимание на расположение растений, декоративных элементов – по всей поверхности, со всех сторон.
Предлагаю украсить дополнительно гору стекляшками.
Посмотрите, какой стала наша гора? (побуждаю детей к полному ответу)
Обобщаю ответы детей. Гора расцвела, стала красивой, на ней появились удивительные растения. Она вас благодарит.
Давайте: попрощаемся с ней. Положите ладошки у ее подножия. Вспоминаем вместе с детьми, что мы делали, обобщаю ответы, хвалю детей за успехи, за то, как они проявили себя на занятии. «До свидания!». А теперь попрощается каждый пальчик (мизинец, безымянный, средний, указательный и большой, вся ладошка. «Спасибо тебе горушка-гора за увлекательное путешествие, за то чему ты нас научила». Вот – что значит взяться за дело вместе!