Юлия Смирнова
Конспект НОД по математике в старшей группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»
Задачи:
1. Социально-коммуникативная область:
Упражнять детей в отгадывании загадок, в решении задач, развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы
2. Познавательная область:
Публикация «Конспект НОД по математике в старшей группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Учить детей определять состав числа 4 из единиц, закрепить знание названий и последовательности дней недели; закрепить порядковый и прямой счет, умение видеть пропущенное число; закреплять знания цифр, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур.
3. Речевая область:
Учить согласовывать числительное с существительным, пересказывать начало сказки.
4. Художественно-эстетическая область:
Упражнять в составлении геометрических фигур из палочек.
5. Физическая область:
Снятие психофизической напряженности; формирование произвольных движений кистей рук, нормализация мышечного тонуса кистей рук; создание положительного эмоционального фона.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, музыкально-художественная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами, работа тройками
Форма реализации:
• использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий;
• поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
• создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение.
Демонстративный материал :
• Письмо
• иллюстрации на экране печки, яблони, речки, избушки Бабы Яги,
• цифры от 1 до 9, прямоугольники-дни недели,
• геометрические фигуры,
• картинки 4 гусей (3 белых и 1 серый,
• картинки 4 яблок (2 красных и 2 зеленых,
• игрушки с цифрами,
Раздаточный материал : цифры от 1-9, счетные палочки.
Ход:
Воспитатель сообщает детям, что утром получила срочную телеграмму:
- «Во вторник в группу придет письмо».
- Кто знает какой сегодня день недели?
- Зачем нам нужно знать дни недели?
-Как вы думаете, почему дни недели так названы?
(понедельник он первый день в неделе, вторник – второй, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница –пятый, суббота –шестой и воскресенье – седьмой. Воспитатель сопровождает показом пальцев на руке.)
- Какой сегодня день недели? (Второй, вторник)
- Значит сегодня придет письмо. Стук в дверь. За дверью лежит письмо.
В письме просьба от Машеньки из сказки «Гуси – лебеди» о помощи найти ее братца.
-Поможем Машеньке?
- Ребята, давайте построим круг Дружба» (плечо к плечу). Сегодня пальчики у нас волшебные, давайте с ними поиграем.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
-Кто расскажет начало сказки?
«Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька и сын Ванюшка. Отец с матерью уехали на базар, а Маша посадила братца на травку под окно, а сама побежала к подружкам. Когда наигралась Машенька. Вспомнила про братца. Побежала она домой…
Налетели гуси-лебеди, унесли Ванюшку на крыльях
Бросилась Машенька догонять гусей и увидела на своем пути печку.
(иллюстрация печки и Машеньки на экране)
- Попросила печка достать пирожки. (Дети достают пирожки разные по цвету и форме –
1. светлый пшеничный круглый;
2. темный ржаной, овальный;
3. бежевый, яблочный, треугольный;
4. поджаристый, капустный, прямоугольный.
- Сколько всего вы достали пирожков?
–Как получилось число 4? (воспитатель подводит к выводу, что каждого предмета по 1, а всего 4, число 4 – это 1+1+1+1)
-Пирожки разной формы. Посмотрите, сколько здесь геометрических фигур, по каким признакам можно разделить эти фигуры? (По цвету, по форме, по величине.)
– Ребята, давайте разделимся на четыре команды: первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего, четвертая -зеленого.
А как мы можем еще разобрать фигуры? (По форме, величине).
А теперь разберите по форме. Разбирает 2 участник команды. Молодцы!
А сейчас по величине. Разбирает 3 участник команды. (Самостоятельная работа детей в командах по 3 человека).
- Выполнила Машенька задание, печка сказала, куда полетели гуси.
-А что же было дальше?
(Бежит Машенька, видит стоит яблонька)
(иллюстрация яблоньки и Машеньки на экране)
-Яблонька, яблонька, скажи куда полетели гуси?
Яблонька ей в ответ:
-Я скажу, если ты выполнишь задание:
Дидактическая игра «Найди ошибку»
(на столе группы игрушек с перепутанными цифрами от 1-9)
Задание: нужно исправить ошибки.
Сказала яблонька, куда полетели гуси.
Бежит Машенька дальше и встретилась на ее пути (речка с кисельными берегами).
(иллюстрация речки)
-Речка, речка, скажи куда полетели гуси?
-Отгадайте мои загадки.
Загадки (отгадки показать цифрами) :
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два под березой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
Три яблока из сада Ежик притащил,
Самое румяное Белке подарил!
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке
-Сколько углов у квадрата?
-Сколько глаз у совы?
-Сколько глаз у светофора?
-Сколько ушей у двух мышей?
-Сколько углов у круга?
Показала речка, куда полетели гуси, но надо помочь Машеньке перейти по мосту через речку.
Ребята, смотрите, перед нами река, а моста нет. Давайте построим его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 9. (Самостоятельная работа детей)
Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку. Ничего не пропустили? (Нет)
Теперь посчитайте в обратном порядке.
– Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 4? (5, 7, 9.)
– Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 7– 9.)
Молодцы, все сделали правильно!
Физкультминутка: (ходьба по мосту, руки на поясе)
Мы все шли, шли, шли
И по мостику прошли.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадем.
Идет Маша по лесу и видит стоит избушка на курьих ножках
(иллюстрация избушки на курьих ножках с Бабой Ягой,
а на окошке сидит Ванюшка и играет с яблочками. Баба Яга не отдает Ванюшку, просит выполнить задания:
. а) Отгадайте: у меня 4 гуся, один белый, а другие серые. Сколько серых гусей у меня? (выставить на магнитную доску после ответа детей)
-Как мы составили число 4? (1 и 3)
б) Я Ванюше дала 4 яблока: 2 красных, остальные зеленые.
-Сколько зеленых яблок?
-Как мы составили число 4? (2 и 2)
Задания:
а) Из 6 палочек построить избушку. Работа в парах
б) Добавить 1 палочку так, чтобы получилось 2 треугольника.
в) Из 7 палочек построить 2 квадрата.
г) Убрать 1 палочку, чтобы получился прямоугольник.
Баба Яга отдала Ванюшу Машеньке и они вернулись домой. Вскоре вернулись мама с папой с гостинцами и угостили всех нас.
(раздать конфеты)
Итог:
-По какой сказке мы с вами путешествовали?
-Как мы помогли Машеньке? (Учились определять состав числа 4 из единиц, повторили названия и последовательность дней недели; закрепили порядковый и прямой счет, закрепили знания цифр, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур. Отгадывали загадки, решали задачи, строили из палочек геометрические фигуры, делились на команды.