Татьяна Викторовна Исаева
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Тихий Дон — Дон батюшка — Дон Иванович» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«Тихий Дон – Дон батюшка – Дон – Иванович»
Цель: развитие ценностно-смыслового отношения дошкольников к малой родине в процессе художественно-творческой деятельности с использованием ИКТ.
Задачи:
- познакомить детей с главной рекой Донского края – Дон, с преданиями и казачьими сказками о великой реке донского казачества;
- развивать творческое воображение детей, умение видеть красоту природы в процессе рассматривания картин русских художников;
-воспитывать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней;
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности „Тихий Дон — Дон батюшка — Дон Иванович“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
-учить строить многоплановую композицию, объединяя в рисунке несколько предметов или объектов;
- отрабатывать способы передачи движения воды, формировать умение с помощью цвета передавать свое отношение к изображаемому;
-воспитывать умение доводить работу до завершения, уметь объяснить замысел своей работы.
Предварительная работа – просмотр фильма «История Донских казаков», рассматривание иллюстраций с изображением рек и водоемов.
Инструменты и материалы:
Интерактивная доска, ноутбук, краски гуашь, палитра, кисти № 6, 3, бумага формат А4, простые карандаши, ластик, вода, салфетки, диск с русскими народными песнями о реке Дон.
Ход занятия:
П: Послушайте дети внимательно одну очень мудрую, старую поговорку донских казаков и подумайте, почему казаки так говорят - Человек без Родины, что камышинка – под любым ветром гнется. О чем она, как вы думаете?
Ответы детей.
П:Правильно ребята, куда бы человек ни поехал, далеко или близко его всегда тянет домой, к тем местам, где он родился и вырос, где живут его родители, братья, сестры и друзья. Мы все живем в нашем родном городе –(как он называется) Новочеркасске, мы все его любим – это наша малая Родина. А знаете ли вы, как его еще называют?
Ответы детей.
П:Правильно, Новочеркасск – это столица Донского казачества. А знаете ли вы, как называется самая главная река казаков?
Ответы детей.
П:Молодцы! Дон – это великая русская река и главная река казаков и всей Ростовской области. Казаки ласково называют Дон – тихий, потому что река Дон в основном имеет тихое течение. В Дону водится много рыбы, которой с давних времен питались казаки. Поэтому для них Дон еще и кормилец, как отец родной. Вот почему они с уважением называют Дон – батюшка. Дон – судоходная река. Он прекрасен в любое время года. А есть еще одно название реки – Дон Иванович. Вот какую интересную легенду придумали казаки о главной реке Донского края – рассказывают было у старика два сына : одного звали Шат, другого – Дон. Шат был старше и сильнее, Дон – меньшой сын послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расставаться: подросли сыновья, пора им было судьбы свои пытать. Вывел их отец за околицу, велел слушаться его во всем и дорогу каждому указал. Только Шат не послушал отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен да славен. Сказка сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из озера, что под Тулой – городом, две реки. Одну реку перешагнуть можно – Дон. Другая широкая да бурная - Шат. Дон все на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем на затерялся и притоком реки Упы не стал. Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают. Поэтому и зовут реку люди ласково: Дон Иванович. Вот какая интересная легенда!
П: А сейчас я вам предлагаю поиграть в цветную физ. разминку – «Радуга». (Дети выходят, становятся в круг, повторяя слова и движения)
Радуга – дуга – дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок – скок!
Дети закрывают глаза и представляют что они видят на реке или на желтеньком песке….
Ответы детей по очереди.
П: Я много вам сегодня рассказала про реку Дон, наверное и вы много интересного сами знаете про нашу красавицу. Давайте проверим, знаете ли вы какие растения, и деревья растут по берегам реки Дон, какая рыба водится в реке.
(Дети выходят по два человека для игры на доске – «Выбор правильного варианта ответа» : Растения реки Дон, деревья реки Дон, обитатели реки Дон)
П: Молодцы! Вы много знаете о нашей реке! Хотите сами нарисовать великую реку – Дон и устроить выставку ваших пейзажей. В конце занятия каждый придумает название своей работе и объяснит, почему он ее так назвал.
Но прежде чем рисовать, давайте вспомним, что такое многоплановая композиция?
Ответы детей.
П: Многоплановая композиция это когда художник в своей работе объединяет несколько объектов или предметов, показывает зрителю несколько планов в композиции. Посмотрите как изобразили реку наши Донские художники.
Хорошо, а скажите, пожалуйста, как мы можем передать течение воды или волны?
Ответы детей.
Движением кисти - волнообразным мы можем показать волны на реке в ветреную погоду, при этом нужно чередовать мазок светлый, с темным. Теперь можно приступать к работе. А я для вас на экране включу слайды живописных работ Донских художников, которые помогут вам нарисовать интересные, многоплановые композиции.
В конце занятия дети рассматривают все работы, дают название своим пейзажам и поясняют свой ответ.