Юлия Скуридина
Конспект образовательной деятельности «Портрет волшебной воды» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
Задачи:
1. Формировать конкретные представления о некоторых свойствах воды : без формы, без цвета, без запаха, без вкуса;
2. Формировать представления об агрегатном состоянии воды, его зависимости от температуры воздуха;
3. Закреплять знания о значении воды для жизни растений и животных;
4. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность;
5. Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Портрет волшебной воды“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Старшая группа
- Темочки
6. Добиваться точного, четкого и полного ответа от детей;
7. Аккуратно пользоваться оборудованием. (ОБЖ)
Оборудование:
Карта полушарий; карточки с картинками (рак, рыба, кит, банки с водой (0,5-8 шт., сосуды для переливания воды (бутылочка, воронка, лейка, емкости различной формы - 8 шт., стаканчики; розетки с солью, сахар, стакан с молоком, лист белой бумаги, трубочка для коктейля, чайные ложечки для каждого ребенка, лед в термосе, кипятильник, кувшинчик с водой, стекло, пипетка, салфетка.
Ход ОД:
Дети стоят у мольберта, возле воспитателя.
Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинец - малышок,
Постучался о порог.
Вместе пальчики - друзья
Друг без друга им нельзя.
-Дети к нам сегодня пришла гостья (приводит ребенка в костюме Капельки)
Это - Капелька. Она узнала, чем мы сегодня будем заниматься и попросилась к нам в гости, чтобы побольше узнать о себе.
-Посмотрите на мольберт и скажите, что вы на нем видите? (карту)
-Что изображено на карте? (планета Земля)
-Что обозначают места, закрашенные разными цветами? (Желтый цвет - пески, зеленый- растительность, голубой- вода).
-А какого цвета на карте больше всего? (голубого)
-Что это обозначает? (значит, воды на планете больше всего)
Капелька приготовила для вас загадку, попытайтесь ее отгадать.
Дождь прошел, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Вода)
-Да, мы сегодня поговорим о воде, и вместе с Капелькой
узнаем о ней что-то новое. Дети садятся за столы
-Что же, это за вода вокруг нашей планеты? (моря, океаны, реки, озера)
-Вода содержится и в земле, и под землей, и на земле. Как вы себе это представляете (дождь, тучи, снег, родники, реки, сосульки и т. д.)
-Огромные скопления льда и снега находятся на Северном и Южном полюсах. Там лед находится и на суше и в океанах.
-Вода находится и в живых организмах: в растениях и животных.
-А в нас есть вода? (да). А как это определить? (пот)
-Правильно, когда нам жарко, на теле выступают капельки пота. Это испаряется вода, и она регулирует температуру тела. Такое же значение имеет вода и для животных.
-Сейчас я загадаю вам загадки:
1. Не кузнец, а с клещами. (Рак)
2. Вильнет хвостом туда-сюда, и нет ее и нет следа. (Рыба)
3. Через море, океан плывет чудо – великан. Прячет ус во рту, растянулся на версту. (Кит)
Дети отгадывают, находят соответствующие картинки, ставят на мольберт.
-Как, вы, думаете, что у них общего? (Они живут в воде)
-Правильно. Это среда их обитания. Потому, что некоторые живые существа просто не могут жить без воды. А, вы, можете назвать еще кого-либо, кто живет только в воде? (растения, улитки)
-Дети, а вы знаете, для чего еще нужна вода? (пить, готовить еду, умываться, поливать)
-А как, вы, думаете, почему воду называют волшебницей? А именно так ее часто называют. (ответы)
Правильно, если вода напоит растения, то они оживут, распустят свои листочки и расцветут.
-Сейчас мы с Капелькой вам, что-то покажем. Мы нальем воду из банки в бутылку. Вода льется и заполняет всю форму бутылки.
-Что же в таком случае, вы, можете сказать о воде? (это жидкость, она течет, ее можно переливать из одного сосуда в другой)
-Дети, а имеет ли вода форму? (нет)
-Давайте в этом убедимся.
Дети переливают воду на своих рабочих местах.
Какую форму приняла вода у Степана? Егора?.
Отсюда делаем вывод: вода формы не имеет.
Физкультминутка
Проводится возле воспитателя.
«Вода не вода».
Правила игры: ведущий называет слово, которое имеет непосредственное отношение к воде, дети присаживаются (снег, лужа, море, сосулька, если не имеет отношения (книга, часы)- дети поднимают руки вверх.
Дети садятся на места.
-А теперь налейте воду в стаканчики. Понюхайте ее. Что вы можете сказать о запахе воды? (она ничем не пахнет)
-Попробуйте ее на вкус. (у нее нет вкуса, она безвкусная)
-У вас на столах насыпаны белые кристаллики. Высыпьте их в свои стаканчики и аккуратно размешайте ложечкой. Попробуйте теперь ее на вкус. ( Дети отвечают: у кого сладкая, у кого соленая)
-А почему, это получилось? (Вода растворила соль и сахар)
Также, вода растворяет краски, которыми вы рисуете, и многое другое.
-У меня на столе белый лист бумаги и стакан молока. Что вы о них можете сказать? (они белого цвета)
Один из детей опускает трубочку в воду, потом в молоко.
Вывод: вода прозрачная.
-Как, вы, думаете, за что еще воду можно назвать волшебницей?
(она может быть жидкой, твердой и даже летать по воздуху)
-А теперь послушайте, еще одну загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (снег)
-Что, вы еще можете рассказать о снеге? (ответы детей)
-Снег - это ледяные кристаллики, которые замерзли на морозе, а в тепле они таят. Вот поэтому, когда приходите с прогулки зимой, одежду следует отряхнуть, чтобы не намокла.
-Сегодня я хочу показать еще одно чудесное превращение волшебницы воды.
Воспитатель достает кубики льда из термоса. Дети трогают их руками, рассказывают, как они получились.
Вывод: вода может быть не только жидкой, но и твердой.
А теперь подойдите к другому столу и посмотрим еще одно волшебное превращение.
Дети рассматривают опыт с паром.
Воспитатель накрывает стеклом кипящую воду, объясняет опыт.
Вопросы по ОБЖ: как следует вести себя возле сосуда с кипящей водой? Почему в первую очередь необходимо выключить кипятильник?
-Вода кипит и маленькие- маленькие капельки поднимаются вверх, встречаются с холодным стеклом, объединяются, становятся большими и тяжелыми, и снова падают вниз.
-Где еще мы наблюдаем такое явление (дождь)
-Правильно. Высыхают лужи, капельки, как,наша, поднимаются вверх, там собираются в тучи и возвращаются к нам дождем. А дождь - это лучшее, что может быть для растений.
-Вот и еще один портрет волшебной воды.
-Как, вы, думаете всякую ли воду можно пить? (нет) Почему?
-Какая на вкус морская вода? (соленая)
-Как называется вода, которой пользуемся мы? (пресная)
-Да и ее, оказывается очень мало. Если представить, что вся вода планеты умещается в стакане, то пресной воды будет только 3 капельки (Воспитатель отбирает 3 капли и показывает детям).
Вывод: воду следует расходовать очень экономно.
-У нас сегодня гости. Давайте узнаем, а что они знают о воде и смогут ли разгадать наши загадки.
Дети загадывают загадки гостям:
1. Посреди поля лежит зеркало - стекло голубое, рама зеленая. (Пруд).
2. Летом бежит, зимой спит. Весна настала, опять побежала.
(Река)
3. Его просят, его ждут, а как придет, прятаться начнут. (Дождь)
4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)
5. Бел да не сахар
Ног нет, а идет.
(Снег)
6. Сели детки на карниз
И растут все время вниз.
(Сосулька)
Молодцы, А теперь давайте вспомним и повторим Капельке, что мы узнали сегодня нового о воде, а она своим подружка расскажет. (Ответы детей)
Итог: Вода - это жидкость без формы, без цвета, без запаха, прозрачная, может растворять другие вещества. Может быть и жидкой и твердой, и расходовать ее нужно экономно - правильно.
Литература: Ковинько Л. В. «Секреты природы»,
Программа «Детство».