Анастасия Инюшова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ «В гостях у сказки» (старший дошкольный возраст)
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ОБЖ старший дошкольный возраст «В гостях у сказки»
Воспитатель: Инюшова Анастасия Андреевна г. Новосибирск
Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомцами, расширить знания детей, как себя вести в таких ситуациях на основе сюжетов сказок.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ „В гостях у сказки“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
1. Помочь ребёнку сориентироваться, не растеряться в экстремальных условиях, через специально, созданную игровую ситуацию.
2. Упражнять в умении выражать свои мысли понятно для окружающих, вызвать желание принимать участие в разговоре, воспитывать культуру общения.
3. Развивать мышление, речь, активизировать словарь.
Формы организации совместной деятельности: Решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок «Доскажи словечко», подвижная игра «Убеги от преступника», игры: «Свой, чужой, знакомый», «Лабиринт», правила по безопасности «Эти правила важны».
Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказок: «Сказка о глупом мышонке», «Гуси – лебеди», «Петушок – золотой гребешок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Снежная королева», «Буратино», «Золушка», «Три поросёнка», разбор проблемных ситуаций, игры: «Свой, чужой, знакомый», «Лабиринт», «Доскажи словечко», «Убеги от преступника», заучивание правил по безопасности «Эти правила важны».
Материал к НОД: Информационно технические средства, книги, мяч, костюм незнакомца, мольберты, фломастеры, лабиринт «Помоги найти дорогу домой», эмблемы и медали на каждого ребёнка, камера, раскраски силуэты сказочных героев.
Ход НОД.
Звучит. Муз. трек - Ольги Рождественской «Приходите в сказку»
Воспитатель:
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: «Заходи».
В. А. Стеклова
Воспитатель: Ребята, какая интересная музыка. Как вы думаете, куда она нас приглашает?
Ребята, вы хотите отправиться в сказочную страну? А поможет нам путешествовать ковер. Ковер не простой – волшебный. Что бы взлететь - нужно улыбнуться. Подарите всем свою улыбку.
Муз. трек Геннадия Гладкова «Ковер самолет»
А чтобы никто не упал – нужно взяться за руки. Готовы? Закройте глазки.
Ковер самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели
Откройте глазки.
Посмотрите, мы с вами оказались в сказочном домике (на экране проецируется сказочный домик внутри. Слайд 2).
Дети садятся на стулья перед экраном. Слайд 3
Сколько здесь книг. Интересно, знакомы ли вам эти сказки?
Предлагаю поиграть в игру «Узнай сказку по обложке»
1. Что это за книга? Про кого сказка?
Слайд 4 «Сказка о глупом мышонке».
Воспитатель: В какую беду попал глупый мышонок?
- Почему она его съела?
- Ребята, глупый мышонок доверился незнакомой кошке, услышав её ласковый, сладкий голос.
2. А как называется эта сказка?
Слайд 5 «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Что случилось с братцем – Иванушкой?
- Что хотела сделать Баба Яга с Иванушкой?
- А кто мне скажет, как закончилась эта сказка.
3. Что это за книга?
Слайд 6 «Петушок – золотой гребешок».
Воспитатель: Кот в лес уходил, а петушку строго-настрого наказывал не выглядывать в окошко. Послушался ли петушок кота?
- Как лиса приманивала петушка?
- Вот так и плохие люди могут заманивать, обещать что-нибудь.
Правильно ли вёл себя петушок, когда выглядывал в окошко?
- Если бы лиса прямо сказала петушку о своём намерении съесть его, петушок выглянул бы в окошко?
- Что он кричал, когда лиса схватила его в когти и понесла в свою нору?
Он звал на помощь кота.
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!
- Как кот и дрозд спасли петушка и наказали лису?
Воспитатель: Лучше не разговаривать с незнакомцем, что бы он тебе не сказал и о чём бы ни спросил и сразу отойти от двери. Пусть это невежливо, зато правильно и безопасно. Дети запомните следующие правила:
- Не нужно подходить к двери, разговаривать с «чужим» человеком. - Если вступили в разговор, то не говори, что ты дома один. Скажи, что папа спит, и просил его не будить, попроси «чужого» уйти.
- А если чужой человек пытается сам открыть дверь, как, что вы будете делать в этом случае?
Воспитатель: Правильно. Лучше всего позвонить по телефону «02» и вызвать милиционера. Можно звать на помощь соседей, звонить им по телефону или родителям, звать на помощь прохожих.
А чтобы вас никто утащить не смог нужно как петушок вырываться и кричать, привлекать внимание прохожих «Это не моя мама, я не знаю эту тетю, помогите». Если чужой пытается настойчиво тебя задержать: беги туда, где люди и может быть охранник - магазин, банк, школа, детский сад, поликлиника, аптека, почта, ларек. И громко говори: «Помогите, меня хочет забрать чужой человек!»
Подвижная игра «Убеги от незнакомца»
(Дети под музыку гуляют, танцуют, как только музыка закончилась убегают на свои места)
Вот ещё одна игра,
Вам понравится она.
Я вопрос хочу задать.
Ваше дело – отвечать.
(Отгадки ведущая выводит на экран.)
Игра «Доскажи словечко».
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
Слайд 7 (Буратино)
Вы знаете, девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу.
Слайд 8 (Золушка)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
Слайд 9 (Красная Шапочка)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
Слайд 10 (Семеро козлят)
Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна,
Холодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа
Слайд 11 (Снежная королева)
- Ребята, мы с вами знаем много сказок, где герои, доверяясь незнакомцам, попали в беду. Вспомним эти сказки.
На экран проецируется иллюстрации героев сказок.
Слайд 12.
- Из какой сказки этот герой? (Приключения Буратино)
- Правильно ли сделал Буратино, согласившись пойти котом Базилио и лисой Алисой на Поле Чудес?
- Они пообещали ему много золотых монет, а что на самом деле хотели от него хитрые кот Базилио и лиса Алиса?
- Чем закончилась для Буратино эта история?
Воспитатель: Из какой сказки эта героиня? Слайд 13 Снежная королева.
- А в сказке «Снежная королева» что произошло?
- Почему Кай не испугался её?
- Она очень красива, её платье расшито драгоценными камнями и серебряными бусинами, на голове - сияющая корона. Она холодна, равнодушна к бедам людей, может быть очень злой и жестокой.
(На экран проецируется иллюстрации, изображающие Золушку в лохмотьях, мачеху Белоснежки, чудовище из сказки «Красавица и чудовище», лису из сказки «Колобок», Карабаса - Барабаса, Бабу Ягу. Слайд 14).
- Ребята узнали ли вы сюжеты сказок и их персонажей? Назовите сказочных героев:
- с привлекательной внешностью (красивых, хорошо одетых – это Снежная королева, мачеха, лиса);
- с непривлекательной внешностью (неопрятно одетых, некрасивых – это Золушка в лохмотьях, чудовище, Карабас - Барабас, Баба Яга)
- Кого из этих персонажей можно назвать положительными, а кого отрицательными?
- Пожалуйста, скажите мне, внешность каких героев соответствует их поступкам, а каких – нет.
- Молодцы, дети. Из этих сказок мы с вами выяснили, что незнакомцы могут быть не только страшными, злыми, но и хорошо одетыми, красивыми, улыбчивыми, они могут говорить ласково, спокойным, вежливым тоном. Но не стоит доверять им.
Слайд 15. – «Красная шапочка».
Воспитатель: А это что за девочка?
- И что же с ней случилось?
- Правильно ли Красная шапочка сделала, что пошла одна к бабушке?
- Молодцы, конечно нет, ведь она могла заблудиться. А еще она разговаривала с незнакомым волком и рассказала ему куда идет и где живет ее бабушка. Что ни в коем случае делать нельзя.
Игра «Лабиринт» - «Помоги найти дорогу Красной шапочке»
Дети подходят к мольберту и выполняют задание.
Воспитатель: А сейчас мои любознательные и внимательные дети, в ваши домики кто-то стучит. Сказочные герои не знают, что в домиках сейчас прячутся умные дети. Посмотрите внимательно кто к вам стучится? (Слайд 16 - лиса)
-Как она выглядит, как говорит?
-Что мы знаем про лису из сказок, может она быть опасной?
-Будем ей дверь открывать?
Воспитатель: Лиса хитрая, чтобы к вам в домик забраться или выманить из него она припасла те предметы, которые любят дети. Посмотрите внимательно на картинки (Слайд 17 - конфеты, игрушки, сладости и т. д.) Будем брать у незнакомой лисы эти предметы?
Воспитатель: Посмотрите кто к вам еще стучится? (Слайд 18 - волк)
Что мы знаем про волка из сказок, может он быть опасным?
Будем ему дверь открывать?
А сейчас вспомним сказку «Три поросёнка» (выставляется иллюстрация к сказке - слайд 19).
- Как волку удалось обмануть глупых поросят?
- Он переоделся в овечью шкуру, и поросята сами открыли ему дверь, решив, что это маленькая бедная овечка. Конечно, настоящие преступники не будут надевать овечью шкуру. А как вы думаете, в кого они могут переодеться, чтобы вы их впустили в свой домик? (полицейский, врач, почтальон, сосед, знакомый мамы или папы, мамой, папой).
Воспитатель: Мы знаем много сказок и разных историй, почти в каждой из них есть персонажи, которые выглядят очень добрыми, готовыми прийти на помощь. А иные могут замышлять недоброе. Такие герои могут встретиться в жизни. Поэтому с незнакомыми людьми надо быть осторожными. Доверять можно только близким людям. Не всегда незнакомые люди бывают дружелюбны к нам. Незнакомый, чужой человек может причинить большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что - нибудь. Преступники очень хитрые, им приходится часто притворяться хорошими, добрыми, чтобы никто не догадался об их плохих намерениях и поступках.
Кого из людей вы считаете своими? (Это те люди, которые называются родственниками: мама, папа, сестра).
Знакомыми? - (друзья родителей, которых видим часто, воспитатель, учитель)
Как вы думаете «чужие» - это кто? (Это люди, посторонние нам, не родные - электрик, сантехник, незнакомый человек).
Игра «Свой, чужой, знакомый»
Дети встают в круг. Водящий находиться в центре круга и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая, - «Свой», «Чужой», «Знакомый». Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч.
Воспитатель: Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь!
Вставайте на волшебный ковер. Беритесь за руки. Закрывайте глаза. Полетели.
Муз. трек Геннадия Гладкова «Ковер самолет»
- Открывайте глазки. Вот мы и дома. Теперь вы знаете как надо вести себя с незнакомцами. Помните об этих правилах, и тогда с вами не случится ничего плохого.
«Эти правила важны»
Послушаем стихи – советы на эту тему.
1. Забывать нельзя никак,
Кто твой друг, а кто твой враг!
Дома ты один остался.
Вдруг в двери звонок раздался.
Незнакомцам ты не верь –
Отворять не надо дверь!
Это вовсе не пустяк:
Может быть за дверью враг!
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком.
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник – он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Ребята говорят правила друг другу по очереди.
2. Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался
Нужно нам 02 набрать
И полицию позвать.
Не пройдет пяти минут,
И чужого заберут.
3. Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
-И куда же я попал?
-Номер я, какой набрал?
-Как тебя зовут, малыш?
-Дома с кем сейчас сидишь? -
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
«До-свидания» - скажи,
Быстро трубку положи.
4. В лифт с незнакомцем не садись,
Чужого ты поберегись!
Любую назови причину,
Но не садись к чужим в машину!
5. Если преследует чужой,
Беги вперёд, только не стой.
На остановку, в магазин,
Туда, где будешь не один.
6. С человеком незнакомым
Ты в беседу не вступай,
Торопись скорее к дому
1, 2, 3, и убегай!
7. Дети! Помните совет!
Ни печенья, ни конфет,
Никакой другой еды
От чужих не принимайте,
Чтобы не было беды!
8. А если силой вас ведут,
Вовсю сопротивляйтесь тут.
Сопротивляйтесь и кричите,
На помощь громко вы зовите:
«Я вас не знаю! Вы чужой!»
И справитесь тогда с бедой.
9. Что б в беду нам не попасть.
Адрес должен каждый знать,
Он нас к дому приведёт,
Никогда не подведёт.
Ну, а если вдруг случится
Вам случайно заблудиться,
Ты, дружок, не пугайся,
К постовому обращайся.
10. По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
От мамы или бабушки
Ни шагу наутек!
11. Если дядя незнакомый,
Хочет прокатить,
Или дать тебе конфет,
Ты ответить должен: «Нет»
12. Если тётя подошла,
Тебя за руку взяла,
Говорит: «Пойдём в кино», -
Не ходи с ней всё равно.
Воспитатель: Запомните эти правила. Это очень важно знать. Вам понравилось наше путешествие?
- А теперь за правильные действия и ответы получайте медали «Самый смелый и умелый»
Воспитатель: Дети, а теперь я предлагаю раскрасить силуэты сказочных героев. Раскрашенных вами сказочных героев мы разместим на доске: на белом круге – положительных персонажей, на чёрном - отрицательных
Воспитатель наблюдает за тем, какие цвета используют дети при раскрашивании. Кто подчёркивает непривлекательную внешности добрых героев, используя тёмные цвета, а кто постарался их украсить. Кто пытается внешность Снежной королевы сделать ещё более красивой, а кто пытается её обезобразить.