Анастасия Роженцова
Конспект НОД по художественному чтению «Осень» Г Скребицкого
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого.
Программное содержание: Учить детей в слове передавать красоту наблюдаемой природы в осеннее время;Формировать активный слуховой контроль над содержанием произведения; Развивать фразовую речь и навык составления полных ответов на вопросы; Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материалы: Текст Г. А. Скребицкого «Осень», иллюстрации с изображением осени, портрет Г. А. Скребицкого.
Публикация «Конспект НОД по художественному чтению „Осень“ Г Скребицкого» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Скребицкий Г. А.
- Темочки
Предварительная работа: Беседы на тему «Осень», рассматривание иллюстраций по теме «Осень», загадывание загадок, чтение художественной литературы на тему «Осень».
Словарная работа: золотая парча, лимонная желтизна, дуб-богатырь, медная кованная броня, душистая копна, стога, косяки перелётных птиц, осинник.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, подойдите пожалуйста ко мне (воспитатель стоит около окна).
(Дети подходят к воспитателю)
Воспитатель: Полюбуйтесь какая красота на улице! Ребята, как вы думаете, почему так происходит?
Дети: Наступила осень!
Воспитатель: Правильно, ребята, наступила осень, она разукрасила листья деревьев разными красками. А кто знает, какие любимые цвета у осени?
Дети: жёлтые, оранжевые, красные, зелёные.
Воспитатель: Молодцы. Осень и правда очень красочная пора года. Много писателей любят эту пору и написали много рассказов, сказок, стихотворений. Давайте присядем на свои места.
(Дети садятся на стульчики полукругом).
Воспитатель: Очень интересный рассказ об осени написал Георгий Скребицкий (показать портрет писателя) Называется он «Осень». Хотите послушать?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно. В рассказе вам могут встретиться незнакомые словосочетания такие как:
• золотая парча - это ткань с золотой нитью;
• лимонная желтизна - это очень яркий жёлтый цвет;
• дуб-богатырь - большой, сильный дуб;
• медная кованная броня- одежда из металла;
• душистая копна - вкусно пахнущая куча;
• стога - большая куча;
• косяки перелётных птиц - это когда птицы улетают на юг они выстраиваются в ряд похожую на галочку;
• осинник - это дерево похожее березку.
(Чтение рассказа Георгия Скребицкого) «Осень».)
Воспитатель: Умнички! Вы слушали внимательно. А теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
(садятся на корточки)
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
(летают по комнате)
И на землю тихо сели.
(вновь тихо садятся)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(поднимаются, кружатся и снова садятся)
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Сейчас я вам прочту рассказ ещё раз слушайте внимательно.
(Чтение рассказа второй раз).
Воспитатель: Умнички! Все внимательно слушали, а кто помнит куда отправилась художник осень?
Дети: Отправилась осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие словно башни, стога.
Воспитатель: Чем осень покрыла берёзы и клёны?
Дети: Берёзы и клёны осень накрыла лимонной желтизной.
Воспитатель: А листья осинок?
Дети: Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.
Воспитатель: Каким стал осинник?
Дети: Стал осинник ярко-красный, весь как огонь горит.
Воспитатель: Во что подумала осень одеть дуб?
Дети: Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит густой листвой потряхивает. Думает осень : «Нужно богатыря в медную кованную броню ё
Воспитатель: Как разукрасила осень кусты и деревья?
Дети: Все деревья и кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему : кого одела в жёлтый наряд, кого одела в ярко-красный.
Воспитатель: Что осень сделала с соснами и елями?
Дети: Одни только сосны и ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, не разукрасит их. Пусть какими были летом, такими и останутся.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы. Давайте мы с вами поиграем в игру «Один-много»?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Я вам буду говорить слово в единственном числе, а вы мне его будите называть во множественном числе, готовы? Слушайте внимательно:
Облако – облака;
Куст – кусты;
Огород – огороды;
Ночь – ночи;
Дождь - дожди;
День – дни;
Туча – тучи;
Лужа – лужи;
Капля – капли;
Дерево – деревья;
Лист – листья;
Воспитатель: Молодцы! Хотите ещё поиграть?
Дети: Да!
Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра называется она «Назови ласково». Я вам буду говорить слово, а вы мне будите называть ласково, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно!
Облако – облачко;
Куст – кустик;
Огород – огородик;
Дождь - дождик;
День – денёк;
Туча – тучка;
Лужа – лужица;
Капля – капелька;
Дерево – деревцо;
Лист – листик;
Воспитатель: Молодцы! Вы все справились. Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я очень рада что вам понравилось, вы все умнички, старались мне было очень приятно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Осень
Рассказ из книги «Четыре художника» Г. Скребицкий
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, скраюполяны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему : кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога. Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелё тных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлёт прощальный привет родным местам. Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох. Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять. Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает хлодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.