Ирина Стряпихина
Практикум с элементами тренинга с педагогами «Профилактика эмоционального и профессионального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога через применение арт- терапевтических техник во взаимосвязи развития эмоционального интеллекта»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде чем начать нашу работу вспомним правила:
1. Активность
2. Обращение друг к другу по имени
3. «Я- высказывание»
4. Принцип доброжелательности
5. Принцип конфидициальности
Сегодня мы сотрудничаем в рамках темы «Развитие эмоционального интеллекта у педагогов» и переходим на третий уровень- понимание эмоций. Но для начала давайте вспомним, что такое Эмоциональный интеллект? (ответы педагогов)-
это способность человека распознавать свои эмоции и эмоциональные состояния других людей, мотивацию и желания свои и окружающих, также это способность управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект помогает в развитии положительной адаптации и социализации человека в обществе.
Третий уровень включает в себя понимание эмоций связан с эмпатией, сочуствием, сопереживанием. Это важный этап становления личности.
Мини-лекция: Педагог — это тот человек, которому необходим высокий уровень обладания эмоциональным интеллектом. Воспитатель ежеминутно испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению ребенка (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе, и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого занятия. А ведь еще постоянно возникают конфликтные ситуации, из которых хочется выйти с честью и минимальными потерями.
Высокий уровень эмоционального интеллекта позволит избежать многих проблем, главная из которых — профессиональное выгорание педагога. Профессиональное и эмоциональное выгорание — реальная и остро стоящая проблема.
Эмоциональное и физическое напряжение приводит к нарастанию тяжелых симптомов, мешающих качественно работать и разрушающих личность педагога. Выгорание может проявляться в полной апатии, нежелании работать творчески. Может возникнуть нервность, раздражительность, нетерпимость, которые педагогу бывает трудно, а то и невозможно сдерживать. Бывает, у человека падает самооценка, он теряет интерес к жизни, к семье, настроен всегда на неудачу, начинает испытывать страх перед администрацией или родителями своих подопечных. Всех этих симптомов можно избежать или ослабить их, если повысить свой уровень эмоционального интеллекта.
Сегодня в практической работе нам помогут следующие упражнения:
Психорисунок: «Нарисуй настроение»
За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.
Упражнение: «Угадай эмоцию»
Цель: развитие распознавания выражений эмоций у окружающих. Время: 7-8 минут Необходимые материалы: карточки с изображением различных эмоций на экране.
Ход упражнения: участники должны угадать изображенные эмоции. И объяснить по каким признакам угадали эмоцию.
Обсуждение: легко или трудно было угадывать, понимать эмоции другого?
Упражнение: Квест по эмоциям:
Понимаете ли вы эмоцию входящего родителя в группу?
Вашего воспитанника?
Ваш родной ребенок с какой эмоцией возвращается из школы?
Ваш муж с работы?
С какой эмоцией встречает вас с работы ваш ребенок?
Упражнение: «Я – эмоция»
Цель: развитие навыков самопознания Время: 5-7 мин. Необходимые материалы: МАК карточки «Монстрики»
Ход упражнения: Подберите к самому себе 2 карточки, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Отложите их в сторону. Затем выберете 2 карточки, отражающие индивидуальность «идеального педагога», такого, каким вы хотели бы быть.
Сравните две группы карточек, чем они отличаются и в чем их сходство?
Ответьте на вопросы:
- Что мешает мне стать идеальным педагогом?
– Что я могу начать делать уже сегодня, чтоб стать таким идеальным педагогом? Запишите ответ.
Рефлексия:
-Что вы для себя открыли на сегодняшнем тренинге?
- Что изменилось в вашем восприятии?
Уважаемы коллеги, в процессе сегодняшней работы мы натолкнулись на самого себя, где- то почувствовали реальность своего внутреннего мира, своих настроений, эмоциональных состояний, подумали о себе. Это очень важно.
Я желаю вам не окунуться в пучину профессионального и эмоционального выгорания, а оставаться на солнечном берегу здоровья, энергии, активности.
Как великий полководец Суворов берег своих солдат и учил их беречь себя, так и мы стараемся продолжать его напутствия