Наталья Васильевна Степанова
Тематическая неделя «Юный исследователь» по экспериментальной деятельности с природными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая неделя "Юный исследователь"
(опыты, эксперименты с природными материалами)
Сроки проведения: 20.06 – 24.06
Понедельник 20 июня «Занимательные опыты с песком» :
Беседа «Что такое опыты и экспериментирование?» Цель: познакомить детей с понятиями «опыты», «эксперименты», формировать представление о значимости проведения опытов и экспериментов. Развивать интерес детей к экспериментированию, познавательно - исследовательской деятельности.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Планирование, тематические недели по лексическим темам
- Поделки из природного материала
- Природный материал. Конспекты
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Рассматривание оборудования и материалов для экспериментальной деятельности. Цель: познакомить детей с оборудованием и материалами, необходимыми для проведения опытов и экспериментов, правилами безопасного обращения с ними.
Опыт №1. Песчаный конус.
Цель: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Оборудование:
1. Сухой песок.
2. Поднос, на который можно высыпать песок.
Опыт: берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
Опыт № 2. Свойства мокрого песка.
Цель: показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.
Оборудование:
1. Сухой песок и мокрый песок.
2. 2 подноса.
3. Формочки и совки для песка.
Опыт: попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Д/и «Угадай что спрятано в песке»
С/р игра «Строим город из песка»
Вторник 21 июня «Опыты с водой»
Опыт № 1. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: о чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Опыт № 2. «Ходит капелька по кругу».
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Ход: возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? ( капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых, когда – то пришли на землю в виде дождя.)
Среда 22 июня «Опыты с камнями»
«Определение цвета, формы и размера»
В. : предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней – камни по цвету, форме и размеру бывают разные.
«Определение характера поверхности»
В. : сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
В. : Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми).
«Рассматривание камней через лупу»
В. : как называется этот предмет? (Лупа) Для чего он нужен? (Для увеличения предметов) Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и др.). Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? (Нет) Какой вывод можно сделать? (Все камни разные)
Опыт «Рисующие камни»
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы : мел, камни, найденные на участке детского сада.
Вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте. Предложить найти камни на участке и попробовать порисовать ими на асфальте (должно получиться) и для сравнения порисовать мелом. Дети рисуют мелом и камнями. Чем рисовать лучше? Почему? Вывод: мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а камень твердый – он царапает.
Четверг 23 июня «Опыты с воздухом»
Опыт № 1 «Мой весёлый звонкий мяч»
Оборудование: мячи спущенный и надутый
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт № 2 «Плыви, плыви, кораблик»
Оборудование: кораблики с парусами (можно сделать самим из ореховой скорлупы и бумаги, широкая ёмкость с водой
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
Пятница 24 июня «Опыты с шишками»
Опыт № 1 «Почему открываются и закрываются сосновые шишки?»
Ход исследования : взять несколько открытых сосновых шишек и опустить их в ведерко с водой. Через 2 часа шишка в воде закроется. Когда мы достанем шишку из воды, то заметим, что она станет высыхать и понемногу закрываться.
Вывод: Чешуйки шишки закрываются от воздействия влажности.
Опыт № 2 «Может ли влиять температура воды на скорость открывания и закрывания сосновой шишки?»
Ход исследования : взять 2 ведерка с водой – одну шишку опустить в холодную воду, а вторую в горячую и наблюдать. Шишка, которая находилась в ведре с горячей водой, закроется быстрее. Вода в ведёрке с горячей водой окрасилась в розовый цвет, вкусно запахло смолой.
Вывод: скорость закрывания шишки зависит от температуры воды, чем температура выше, тем быстрее закрывается шишка.