Наталия Афонасьева
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Пальчиковая гимнастика в младших группах
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика у детей 3-4 лет (младшая группа)
Пальчиковая гимнастика — это один из видов здоровьесберегающих технологий.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- развивает эмоциональную выразительность;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает внимание, память, воображение;
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- способствует развитию пространственного мышления;
- снимает тревожность.
Данная гимнастика проводится со всей группой, но также может проводиться подгруппой или же в индивидуальном порядке. Чаще всего пальчиковые гимнастики проводиться в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями.
Применение пальчиковых гимнастик в работе с дошкольниками
В своей работе использую разные виды пальчиковых гимнастик. Чем больше внимания уделяем кистям малышей, разминаем пальчики, тем активнее у них развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Детям очень нравятся пальчиковые игры, они всегда играют весело и с удовольствием.
1) Массирование пальцев в течении трех минут (пассивная гимнастика пальцев рук) :
А) поглаживание;
Б) разминание;
В) растирание.
2) Гимнастика для пальцев (активная гимнастика пальцев рук).
Такой самомассаж усилит кровообращение в кистях рук. Веселые и полезные игры для ладошек и пальчиков :
А) хлопки;
Б) сжимание и разжимание предметов;
В) потирание ладоней одна о другую;
Г) перекатывание карандаша;
Д) постукивание кончиками пальцев по столу.
3) Игры с мелкими предметами
Малышам нравится перекладывать предметы, вынимать и высыпать, играть с пуговицами, с мелким конструктором, с бутылками с завинчивающимися крышками, с заводными механическими игрушками, с волчками. Благодаря таким забавным играм с предметами различной величины, ручки малыша становятся более умелыми и ловкими, а движения более координированными.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Пальчиковая гимнастика у детей лет младшая группа Пальчиковая гимнастика это один из видов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3116259-1738216451.jpg)
4) Пальчиковые игры.
Эти забавные игры учат маленьких детей копировать движения пальцев взрослых, а также запоминать слова. Играя со своими пальцами, дети узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором и расширяют свой словарный запас. Такие игры чаще всего используются в образовательной деятельности, утренней гимнастики, бодрящей гимнастики.
«Собираем листочки»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
«Стенка,стенка потолок»
Стенка (указательным пальцем дотроньтесь до правой щеки);
Стенка (указательным пальцем дотроньтесь до левой щеки,
Потолок (указательным пальцем дотроньтесь до лба,
Два окошка (указательным пальцем укажите сначала на правый, а потом на левый глаз,
Дверь (указательным пальцем укажите на рот)
Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» (указательным пальцем дотроньтесь до кончика носа)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ здоровьесберегающих технологий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3116259-1738216640.jpg)
5) Внимательные пальчики.
«Решили пальчики посоревноваться, кто из них самый внимательный, самый старательный и никогда не ошибается. И придумали они для этого вот такие игры».
Молоток, рубанок, пила (пила – ладонь на столе ребром, рубанок – скользящее движение ладони по столу от себя, молоток – постучать кулаком по столу).
6) Пальчики строят.
Конструирование не только способствует развитию подвижности и ловкости пальцев рук, но и развивает творческие и мыслительные способности. Малыш учится планировать свои действия. Развитие первых навыков у маленьких детей происходит во время игр:
А) игры с игрушками-вкладышами (коробочки, стаканчики, бочонки, матрешки);
Б) игры с объемными фигурками;
В) игры с плоскими фигурками;
Г) игры с подручным материалом.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Консультации для педагогов ЗОЖ здоровьесбережение Мелкая моторика Пальчиковые игры гимнастика Темочки способствует развитию пространственного мышления снимает тревожность](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3116259-1738216672.jpg)
7) Игры-прищепки.
В своей работе применяю также игры, которые помогают развивать у детей мелкую моторику, творческое мышление и одновременно учат различать основные цвета. Это игры с прищепками. Их можно прицеплять не только на веревку, но и на край коробки, на картонное пособие в форме ежика, солнышка, жука. Цепляем прищепки друг к другу, используем как настоящий конструктор. Прищепки используем разного цвета. В начале пальчики деток были не послушные, прищепки могли цеплять за самый краешек и снимать, дергая, потому что не хватало сил открыть прищепку. Но очень быстро дети освоили игру и стали ее усложнять по своему желанию. У малышей получились интересные цветы, снежинки.
8) Игры-шнуровки, пристегушки.
Применяю сюжетные игры-шнуровки, из дерева, из мягкого материала, книжки-шнуровки, игрушки Мантессори. Такие игры направлены на утончение движений пальцев рук, кисть приобретает гибкость, подвижность, исчезает скованность. Во время игры развивается глазомер, внимание, усидчивость. У детей формируется ручная умелость, совершенствуется мелкая моторика, они учатся видеть положительный результат (попадание в отверстие шнурком)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Данная гимнастика проводится со всей группой но также может проводиться подгруппой или же в индивидуальном порядке](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3116259-1738216576.jpg)
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная систематическая планомерная работа с использованием пальчиковых гимнастик способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.