Айгуль Бариева
Конспект НОД по художественно эстетическому развитию «Хантыйские мотивы бабушки Анне»
▼ Скачать + Заказать документы
НРМОБУ «СингапайскаяСОШ»
Конспект НОД по аппликации в нетрадиционной технике
«Хантыйские мотивы бабушки Анне»
Группа по присмотру и уходу за детьми 4-5 лет.
Автор: Бариева А. С
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект НОД по художественно эстетическому развитию „Хантыйские мотивы бабушки Анне“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
«Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип, форма и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – интегрированный
Метод – беседа, возбуждение интереса, объяснение, показ, рассказ,
выставка творческих работ, загадки, игры.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Время: 25 минут.
Нетрадиционные техники: Аппликация манной крупой с использованием шерсти.
Цель: Выполнение аппликации с использованием нетрадиционных методик. Расширить и закрепить знания детей о культуре коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Знакомить с национальными узорами (орнаментом).
Программные задачи:
Образовательные задачи: дать представление о жизни, быте северных народов нашего края ханты и манси продолжать знакомить с фольклором жителей Югры: загадки, игры. Формировать основы экологической культуры: заботливое отношение к природе родного края, его обитателям.
Развивающие задачи : развивать творческое воображение,связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в изготовлении поделки.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к традициям народа ханты, формировать художественно-эстетический вкус. Развивать умение доводить дело до конца.
Словарная работа:
орнамент, «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Щучьи зубы», «Олень», «Северное сияние»
Предварительная работа:
• Посещение музея, консультация у геолога
• Просмотр детьми диска с этнографическим видео материалом «Маленькая Катя»
• чтение художественной литературы «Сказки народов Севера»
• беседы о жизни коренных народов, о климатических особенностях Севера
• рассматривание «Альбом хантыйских орнаментов», иллюстраций растительного и животного мира
• слушание хантыйской музыки
• разучивание игр народов Севера «Заячьи следы», «Оленята»
Оборудование :
Мультимедийное оборудование, музейные экспонаты (лабаз, чум, куклы акань, национальное нагрудное украшение из бисера, игольница, нарды, детские хантыйские погремушки, короба из бересты, национальное женское платье «сах», шаманский бубен, кукла «ханта», запись хантыйской музыки,
Раздаточные материалы: клеенки для занятий по рисованию, шаблоны в форме «варежка» с прорезями хантыйского орнамента, клей карандаш для ткани, вырезанные варежки из фетра, пластиковые тарелочки, ложечки, шерсть цветная, манная крупа, стаканчики для крупы.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
Организационный момент Организация направленного внимания 1-2 мин Интеграция ОО «Коммуникация», «Познание»
Звучит хантыйская музыка. Воспитатель встречает детей в национальном костюме с шаманским бубном в руках. Дети становятся в полукруг, прослушивают воспитателя, отвечают на вопросы.
Воспитатель: Здраствуйте ребята! Среди просторов нашей великой страны есть край, где мы живем. А как он называется, знаете?
Дети: Хантымансийский Автономный Округ
Вводная беседа. Актуализация имеющихся знаний и представлений о коренных народах Севера. 3-5мин. Интеграция ОО «Познание», «Коммуникация».
Воспитатель: Ласково ее называют Югрой. Зима у нас долгая и морозная, а лето короткое и прохладное. ЮГРА богатая хозяйка, у неё всего много: и разных деревьев, и необычных животных и птиц. Это суровый край. (Показываю презинтации природа Югры)
Воспитатель: На нашей территории проживают много национальностей, но свое название округ получил из-за коренных народов Севера. Какие это народы?
Дети: Ханты и манси
Воспитатель: Они очень мудры. Свою мудрость черпают от природы, потому что живут в гармонии с ней. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда ее не обидят. У коренных народов севера есть свои сказки и легенды. А рассказывает их известная сказочница бабушка Анне. Добрые духи в её сказках делают мир ярче, сохраняют природу, животных, а злые, наоборот, ссорят друзей, уничтожают окружающий мир. Но самое главное в ее сказках – добро всегда побеждает зло!
Мотивационный момент : Сюрпризный момент незаметно для детей на стол ставится кукла «Старушка ханта»
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите! Да это же бабушка Анне! Но почему же ты такая грустная, ты не рада нас видеть?
Дети: обнаруживают куклу, собираются вокруг нее.
Воспитатель: (от лица куклы) Здраствуйте ребята! (дети здороваются) Знаю я, что сказки пришли послушать, но к сожелению не могу вам их рассказать. Злой болотный дух Томполэн отнял мой сундучок со сказками. А без сказок тяжело моему народу приходится.
Воспитатель: Ребята а вы сказки любите? поможем бабушке Аннэ?
Дети: Да любим, конечно поможем бабушке
Воспитатель: Долеко на болоте живет злой дух, только самые смелые и сильные могут туда добраться. Как вы думаете на чем туда можно добраться?
Предполагаемые ответы детей: на самолете, вертолете, поезде….
Динамическая пауза: Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. 1-2 мин Интеграция ОО «Коммуникация», «Музыка».
Воспитатель: А давайте возьмемся за руки и встанем в круг
Дети: берутся за руки встают в круг (звучит хантыйская музыка, дети выполняют движения по тексту песни)
Основная часть. Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ну вот мы и добрались до болота. Проицируется на экран изображение Томполена с звуковой записью
А вот и Томполен! Сейчас же верни сказки бабушке Анне.
Томполен:Не верну, теперь они мои.
Воспитатель: Верни пожалуйста, нам сказки. Детям без сказок никак нельзя, да и взрослым тоже. Народ Севера из поколения в поколение передает легенды и в этих легендах есть сказание и о тебе Комполен. Неужели ты хочешь, чтобы о тебе забыли?
Комполен: Как забыли! Не бывать этому! Я отдам вам сказки бабушки Аннэ, если выполните мое задание. (дети слушают задание) Не только сказками и легендами славится мой народ. (Показ мини-выставки предметов народно-прикладного творчества) Кореные жители Севера всегда славились мастерами резьбы по дереву и кости, хантыйскими мастерицами по изготовлению национальной одежды, сувениров и предметов домашнего обихода. В изделиях хантыйских мастеров всегда можно увидеть национальные узоры и орнаменты. А какие народные узоры Севера вы знаете? Как их называют?
Дети: Орнаменты: заячьи ушки, оленьи рожки, ветки березы, щучьи зубы, охотники, северное сияние
Томполен: Верно ребята. В рисунок орнаментов вложена красота этого удивительного, сурового и загадочного северного края.
Воспитатель: Дети, посмотрите, не все изделия у Томполена с орнаментами. (заготовки варежек из фетра) Украсим варежки красивыми узорами?
Практическая работа: 10мин Интеграция ОО «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Объяснение воспитателем новой нетрадиционной техники работы с аппликацией.
Воспитатель: Дети смотрите внимательно, показываю как мы сегодня будем украшать варежку. Берем трафарет с прорезанным орнаментом, накладываем на варежку. Наносим клей по контуру орнамента, набираем ложечкой манную крупу и насыпаем на орнамент. Затем прижимаем манку пальчиками, убираем трафарет. У вас отпечатался на варежке красивый узор «Оленьи рога». А чтобы варежка получилась теплой украшаем цветной шерстью. Дети рассаживаются за столы Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки.
Я верю что у вас получится еще лучше и ярче.
Заключительный этап. Рефлексия: 3 мин Интеграция ОО «Социализация», Коммуникация», «Художественное творчество»
Воспитатель: (от лица куклы) Понравились Томполену варежки и вернул он мне сказки, спасибо вам ребята. Теперь мой народ сново может слушать легенды Севера.
Организация выставки творческих работ. Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционально го состояния.