Ольга Якуничева
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему :«Русская матрёшка»
Цель: формирование нравственно- патриотического начала на основе ознакомления с русской народной игрушкой-матрёшкой.
Задачи:
1. Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрёшке.
2. С помощью ИКТ совершенствовать знания детей о разнообразии матрёшек,различать разные техники росписи (Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Сергиево-Посадская, авторская).
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
3. Создать условия для развития творческого воображения, развивать самостаятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
4. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.
5. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях,
углублять их знания о народном творчестве.
6. Формировать эстетическое отношение к миру.
7. Показать связь между видами народного творчества: народными
промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками) ,русскими легендами и сказками.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование:
выставка изделий народных умельцев, русский сарафан для хозяюшки,народная музыка, силуэты матрёшек, вырезанные из бумаги белого цвета, гуашь, карандаши, кисти, восковые мелки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, палитра.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций народных промыслов, отметить характерные особенности росписи изделий. Дидактическая игра «Разложи узор».Беседа о истории возникновения русских народных игрушек (Дымка, Филимоновская, Тверская).
Этапы Задачи решаемые в процессе этапа Формы и методы работы
Вводный этап (постановка цели,проблемы,мотивация) -Формировать интерес детей к дальнейшей деятельности.
-Формировать размышлять, высказывать свои предложения. Отправляемся в гости к хозяюшке.
Загадка
Основной этап -Формировать представление о русской народной игрушке-матрёшке.
-Формировать знания о разновидностях и особенностях оформления узоров у разных видов матрёшек.
-Формировать умение выбирать изобразительный материал для оформления своей матрёшки. Рассказ об истории возникновения игрушки-матрёшки.
Дидактическое упражнение «Что из чего»
Просмотр презентации (ИКТ)
Самостоятельный выбор изобразительных материалов.
Рисование узора на заготовке.
Заключительный этап -Формировать умение обобщать знания
-Формировать умение оценивать свою работу, делиться впечатлениями. Подведение итогов деятельности.
Беседа с детьми.
НОД:
( Зал оформлен для проведения интегрированного занятия на тему: «Русская матрёшка».На столах организована выставка по разным видам промыслов)
1-Дымковская игрушка
2-Филимоновская игрушка
3-Хохломская роспись
4-Городецкая роспись
5- Деревянная игрушка – матрёшка (под покрывалом).
Детей встречает хозяюшка,одетая в русский народный костюм и напевает народную песню.
Дети здороваются, встают около хозяюшки.
Воспитатель: Ч то я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Ах, захватывает дух.
-Здравствуй хозяюшка, встречай гостей.
(Звучит русская народная музыка)
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие здесь изделия собраны. Они не простые, их сделали мастера-умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как называются народные промыслы, которые здесь представлены. (ответы детей) Да, они все разные, но все такие яркие, добрые,тёплые!
-Хозяюшка, а какие игрушки спрятались под платком?
Хозяюшка: Вы узнаете, если отгадаете загадку.
Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьёй одной.
Только старшую открой
В ней сидит сестра другая,
В той ещё сестра меньшая
Доберёшься ты до крошки
Эти девицы…. (матрёшки).
Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. Смотрите какие они красивые.
Дидактическое упражнение «Что из чего?»(Назовите из какого материала изготовлены представленные здесь изделия, и особенности их росписи.)
А сейчас, присядьте на ковё р и послушайте мой рассказ:
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в народном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.
Но главное, эта куколка с секретом! Внутри у неё прячутся весёлые сестрички, мал - мала меньше. Про матрё шку придумали потешку:
Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка!
В конце 19 века (это было очень давно) в усадьбе Абрамцево по эскизу (рисунку) художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут игрушку матрёшкой.
Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу
мастер с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.
Яркими весёлыми красками расписывает художник матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.
ИКТ (просмотр мультимедийной презентации).
Физкультминутка:
Мы весёлые матрёшки (переваливаемся с ноги на ногу)
Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (топаем)
Ладушки, ладушки. (хлопаем)
В сарафанах наших пёстрых (переваливаемся)
Ладушки, ладушки. (хлопаем)
Мы похоже словно сёстры, (качаем головой)
Ладушки, ладушки. (хлопаем).
Рисование сарафана для матрёшки и составление рассказа об игрушке.
Воспитатель: Ну что, понравились вам игрушки? (Ответы детей).
Та-ра-рушки, Та-ра-рушки-Это русские игрушки, Очень славные, Да забавные. Тогда садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для матрёшки.
Детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матрёшек, и ставится задача: придумать и нарисовать узор для сарафана. Воспитатель предлагает детям подумать, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор будет его украшать.
Рефлексия:
1. После окончания работы воспитатель предлагает детям рассказать, откуда пришли их матрёшки, в чём особенности их костюма, почему костюм именно такой.
2. Что вы узнали нового о матрёшке?
Оформление выставки на магнитной доске.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №99 «Почемучка»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
Тема: «Русская матрёшка»
Воспитатель старшей группы №4
Якуничева Ольга Александровна
Вологда 2015 год