Заикина Татьяна Владимировна
Конспект НОД по познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию «Русская ярмарка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о культуре и традициях русского народа.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о народных промыслах и традициях.
Развивающие : развивать и активизировать речь детей, мышление, память, продолжать формировать умение создавать узор на объемной форме, развивать художественно-эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать интерес к культуре русского народа, народному творчеству. Воспитывать национальное самосознание.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию „Русская ярмарка“ в средней группе» размещена в разделах
Используемые методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, игровая мотивация, художественное слово, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент.
Предварительная работа: знакомство с дымковской, филимоновской, богородской игрушками. Знакомство с русским народным костюмом, совместная работа с музеем-заповедником «Конный двор» по теме: «Устное народное творчество». Беседа о матрешках, о русской ярмарке. Рассматривание печатных пряников, лепка пряников из соленого теста. Роспись и разукрашивание народных игрушек в рамках музейной программы «Музеёнок», разучивание закличек, потешек.
Словарная работа: скоморох, ярмарка, глиняные, деревянные, дымковские, филимоновские.
Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование: глиняные и деревянные игрушки, музыкальные игрушки, русский народный костюм, музыкальное сопровождение, пряники из соленого теста.
Ход НОД:
(Звучит песня «Золотая Ярмарка» дети заходят в группу).
Воспитатель: Ребята, подходите ко мне поближе. Какие вы нарядные да красивые! А девчонки-то у нас все ясноокие да длиннокосые, а мальчишки-то у нас озорные да вихрастые! Да и я сегодня нарядная к вам пришла, посмотрите на меня! Какой на мне костюм?
Предполагаемый ответ: Русский народный.
Воспитатель: А хотите узнать, почему я пришла к вам в русском костюме?
Предполагаемый ответ: Да.
Воспитатель: У нас сегодня большой праздник - Ярмарка. А праздник – это всегда радость да веселье, гости да подарочки! Посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся, здоровья пожелаем!
Предполагаемый ответ: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Ребята, гости у нас на празднике есть, а как вы думаете, где можно взять подарочки?
Предполагаемый ответ: Купить, сделать своими руками.
Воспитатель: А в старину, люди выбирали подарки на русской ярмарке. Ярмарка была веселой, задорной, звучали на ней музыка да песни. Кружился народ на веселой карусели, покупали подарки, сделанные руками мастеров для друзей и родных. А вы хотите побывать на ярмарке, да подарки для своих родных приобрести?
Предполагаемый ответ: Да.
Воспитатель: А без какого, ребята, героя не проходит ни одна ярмарка?
Предполагаемый ответ: Без скомороха!
Воспитатель: Правильно, ведь что за ярмарка без скомороха! А вот кажется и он, спешит к нам на праздник.
(звучит музыка, входит скоморох)
Скоморох: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Услышал я про ярмарку, и поспешил сюда, ведь какая ярмарка без меня! Ну, что отправляемся на праздник!
Предполагаемый ответ: Да.
Скоморох: – На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Что душа твоя желает –
Все на ярмарке найдешь!
Все подарки выбирают,
Без покупки не уйдешь!
Воспитатель: Пойдемте ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем! А сколько игрушек на ярмарке! Давайте посмотрим, что за товар здесь на прилавке лежит.
(Подходим к столу с глиняными игрушками).
Скоморох: Подходите, все сюда, здесь товары вижу я! Ребята, а что это за игрушки перед нами, знаете?
Предполагаемый ответ: Знаем! Это глиняные игрушки Филимоновские и Дымковские.
Воспитатель: Глиняные игрушки были всегда украшением ярмарки. Зимой вечера длинные, темнеет рано, скучно в деревенской избе сидеть без дела. Вот и придумали народные умельцы делать игрушки своими руками.
Скоморох: Ай, да молодцы ребята, хорошо знают глиняные игрушки!
Воспитатель: Пойдемте дальше по базару, посмотрим кое-какого товару! Что же продают на следующем прилавке. Узнать нам поможет загадка, а загадает нам её Маша.
Ребенок: Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука, в деревянные бока,
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Развесёлая (матрёшка).
Предполагаемый ответ: Матрешка!
Воспитатель: Правильно, матрешку знают во всем мире, она самая популярная русская игрушка, а родина матрешки наш с вами город – Сергиев Посад. Это матрешка Сергиево-Посадская. Давайте расскажем о матрешке нашему скомороху!
Предполагаемый ответ: Это русская народная игрушка, сделана из дерева, внутри еще игрушки есть, потому что это одна дружная семья.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Предполагаемый ответ: В русский сарафан, платок, фартук.
Воспитатель: Правильно! Ребята наши матрешки, веселушки –хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немного потанцуем.
Физминутка. «Нарядные Матрешки»
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Скоморох: Молодцы, потанцевали от души! Приглашаю дальше по ярмарке погулять, еще на товар посмотреть.
(Подходим к столу с Богородской игрушкой)
Скоморох: Что же это за игрушки?
Предполагаемый ответ: Это Богородские игрушки.
Воспитатель: Правильно, а Никита расскажет нам стихотворение, про эти игрушки.
Ребенок: Посмотрите, как стройна
Богородская резьба.
Деревянные фигуры
Мастер выполнил с натуры.
Это вам не безделушки –
Настоящие игрушки.
А какое выражение и
Прекрасное движение!
Воспитатель: Лучшими игрушечниками считались мастера из села Богородского, которое находится недалеко от нашего города Сергиева Посада. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Игрушки сначала делали нерасписными, и только в наше время стали иногда раскрашивать. Как говорят сами народные умельцы «надевать одежду» на игрушку. А игрушки-то интересные. Чем интересные, ребята?
Предполагаемый ответ: У них есть игрушки, которые двигаются.
Воспитатель: Правильно, а для чего делают такие игрушки?
Предполагаемый ответ: Чтобы порадовать детей, повеселить.
Воспитатель: Давайте возьмем в руки игрушки, посмотрим и расскажем, что она умеет делать.
Предполагаемый ответ: (Дети говорят)
Скоморох: Спасибо, до чего же хороши игрушки. Давайте поставим их на место.
Воспитатель: Вот это ярмарка у нас, сколько игрушек на ней, да веселья. А ещё на Ярмарке продавали сладости разные, пироги да пышки, бублики да пряники. Давайте мы с вами для наших родных подарки приготовим, своими руками.
Скоморох: - Ярмарка у ворот, дел невпроворот!
Никто в стороне не останется, каждому дело достанется!
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу мастерскую, будете сегодня настоящими мастерами, распишем пряники для своих родных.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: А, чтобы пряники получились красивые да ладные, надо нам пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Женины гости»
-К Жене гости прибежали. (Пальцы «бегут» по столу).
-Все друг другу руки жали. (Рукопожатия. Попеременно, то правая, то
левая рука сверху).
-Не хотите ль пирожок? (Из ладоней сложить «пирожок»).
-Может, коржик? (Показать раскрытые ладошки).
-Иль рожок? (Пальцы сложить в виде рожка).
-Вот возьмите на ладошку. (Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки).
-Все берите понемножку. (Двумя пальцами брать с ладошки драже).
-С ручек все стряхнули крошки. (Энергично встряхнуть кистями рук).
-И захлопали в ладошки. (Похлопать в ладоши).
(практическая работа)
Дети работают под музыкальное сопровождение русской народной песни «Золотая Ярмарка».
Воспитатель: Замечательные пряники получились, но это подарки для ваших родных и подарите вы их сегодня вечером, а гостям нашим тоже подарки приготовлены, мы гостей ждали, готовились! Давайте ребята, раздавайте подарки.
(дети раздают подарки, воспитатель помогает)
Скоморох: - Весь товар у нас на славу,
Потрудились вы не зря.
Вот конфеты получите,
И спасибо вам друзья!
(Дети получают угощение).
Воспитатель: Уходить нам с ярмарки пора. В детский сад возвращаться. Понравилась Вам ребята Русская Ярмарка?
Предполагаемый ответ: Понравилась!
Воспитатель: А чем?
Предполагаемый ответ: Весело на ярмарке, игрушек много. Можно танцевать и сладости кушать. Подарки делать своими руками.
До свидания гости дорогие! До свидания Скоморох!