Екатерина Лопатина
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе «Звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать фонематический и речевой слух.
Образовательные задачи: закрепить умение делить слова на слоги; упражнение в определении места согласного звука [Р] в слове; упражнять в звуковом анализе слова
Развивающие задачи: Развитие фонематического слуха, развитие внимания, памяти и логического мышления.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: различные картинки; мяч; конверт с письмом.
Содержание
Публикация «Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе „Звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Психогимнастика. Дети, давайте поздороваемся с гостями. Мы говорим здравствуйте, что мы этим желаем людям? (ответы детей)
А сейчас мы с вами сделаем глубокий вдох – вдохнем радость, хорошее
настроение, удачу, а выдохнем разочарование, неуверенность, плохое настроение, уныние.
И так у нас с вами хорошее настроение и мы с улыбкой принимаемся за
дело.
Организационный момент.
Ребята, вы знаете, я сегодня в почтовом ящике детского сада нашла письмо.
Оно адресовано детям подготовительной группы «Капелька», то есть нам, от старичка – звуковичка, поэтому мы можем смело его прочитать.
(Распечатывают и читают письмо)
«Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Капелка».
Пишет вам старичок – звуковичок. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Как у вас состоят дела со звуками и буквами? Хотел бы проверить ваши знания. Я надеюсь, что вы готовы пройти испытания…
Я посылаю вам задания, если все выполните, вас ждет сюрприз.
Задания получите у воспитателя.
Я желаю вам успехов.
С уважением старичок-звуковичок»
Основная часть
И так ребята мы с вами знаем что, звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Послушайте стихотворение и скажите, про какой звук мы будем сегодня говорить? Какой звук чаще всего встречается?
Редьку, репку, огурец
Ест для крепости борец!
Канарейка ест варенье.
Говорит, для оперенья. (Ответы детей)
Правильно! Сегодня мы будем говорить про звук Р.
Какие слова вы запомнили с данным звуком? (дети по очереди отвечают)
Воспитатель. А теперь, ребята, вы готовы выполнить задания старичока – звуковичока? (ответы детей).
Ну тогда приступим. И так первое задание.
Надо охарактеризовать звука «Р» :
- Звук «Р» какой: гласный или согласный (ответы детей) (согласный).
(при образовании согласного звука выдыхаемый воздух во рту встречает различные препятствия, и от этого получается шум; при образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно)
- А ещё какой? Звонкий или глухой (ответы детей) (звонкий)
- Почему он звонкий? (ответы детей) (Потому, что он произносится с голосом)
- Он мягкий или твёрдый? (ответы детей) (Твёрдый)
- Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?
- Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий?
- А гласные?
- Скажите, кто или что может рычать? (ответы детей)
А давайте попробуем все вместе порычать?
Молодцы! Справились с первым заданием.
Воспитатель. А вот второе задание.
- Сейчас мы поиграем в игру «Эхо». Я буду называть слова, а вы будете повторять за мной, как эхо, последний слог:
Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры,
кобра (ра, метро (ро, шары (ры, кора (ра).
И это задание выполнено.
Воспитатель. Третье задание. Если вы услышите в слове звук [Р] надо хлопать в ладоши, а если не услышите то поднять руки вверх.
Ура, нора, зима, кора, весна, гора, дыра, шапка, гитара, пантера, детвора, жара, музыка, баран, блины, пироги, рыба, города, пират, парад, окно, Марат, аромат, кофта, ураган, метель, Буратино, барабан, шкаф, таракан, пароход, телефон, хоровод, муравей.
И это задание вы выполнили.
Физминутка
А теперь давайте немного отдохнем и разомнемся.
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Повтори еще разок!
Воспитатель.
Давайте присядем за столы и выполним четвертое задание и поиграем в игру «Где спрятался звук?» Поиграем? Итак я называю вам слово, а вы определяете к какой части слова находится звук [Р] в начале, середине или в конце. Кто готов, поднимаем руку.
1Родина 2Курок 3Тигр
1Ручей 2Норка 3Театр
2Крокодил 2Курица 3Забор
1Река 2Карамель 3 Светофор
2Трамвай 2Барабан 2Зебра
И с этим заданием справились.
Воспитатель. И последнее задание.
(Звуковой анализ слова : рыбак.)
Пальчиковая гимнастика на букву «Р» - Рыбки (старшая, под. группы)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко". Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать!" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями – дрожь.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
- Из чего состоит слово? (из слогов). А как определить сколько слогов в слове? (Ответы детей) (Надо посчитать гласные).
- Правильно, ведь мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сейчас мы с вами сделаем схему слова: рыбак. Положите перед собой длинную «полосочку - слово».
А теперь давайте все произнесём слово рыбак на распев. Сколько вы услышали гласных? (ответы детей) Значит, сколько слогов в слове? -А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам: ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.
- Какой первый слог? «ры». Какой первый звук в слоге «ры»? (звук «Р»).
- «Р» - какой звук? Каким цветом мы его обозначаем (ответы детей) (синим). Положите синий кубик под первой короткой полоской.
- Какой второй звук в слоге ры? (звук «ы»).
- «ы» – какой звук? (ответы детей) (гласный). Каким цветом обозначим? (ответы детей) (красным).
Второй слог - бак разбираем по аналогии.
- Сколько слогов в слове? (два). Сколько гласных звуков? (два). Сколько согласных? (три). Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?
Дети: От слова РЫБА.
- А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА? (ответы детей)
(рыбалка, рыбный)
Ребята, мы со всеми заданиями справились.
Заданий больше нет и старичок - звуковичек прислал вам разукрашки с буквой Р.
Рефлексия.
1. А каком звуке мы сегодня говорили?
2. Как вы думаете, мы справились с заданием?
3. А что для вас было самым интересным?