Светлана Разводова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Дать детям представление об арифметической задаче, учить составлять задачи в предметно-практической деятельности. Упражнять в соотнесении числа и цифры. Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета. Совершен-ствовать навыки сравнения и уравнивания множеств. Развивать конструктивные навыки.
Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, тонкую моторику.
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование. 4 Матрешки, рабочие тетради по числу детей, цветные карандаши, контейнер с объемными геометрическими фигурами.
Ход НОД
Игра «Расставь детей парами». (Педагог приглашает детей к коврографу, на котором за-креплены в свободном порядке плоскостные изображения десяти девочек и семи мальчиков.)
Педагог.
Кто улыбкой нас встречает,
На вопросы отвечает,
Учит нас считать, лепить
И поделки мастерить?
Наши воспитатели —
Нам друзья, приятели.
И теперь вам придется поработать воспитателями. Сосчитайте, сколько всего девочек у вас в группе.
(Дети выполняют задание)
Дети. У нас в группе десять девочек.
Педагог. Посчитайте их по порядку, начиная с девочки в красной шапочке.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Теперь посчитайте их по порядку, начиная с девочки в розовом комбинезоне.
(Дети выполняют задание)
Педагог. Изменяется ли результат смета, если вы считаете по-разному?
Дети. Нет, результат счета не меняется.
Педагог. Теперь сосчитайте, сколько мальчиков у вас в группе.
Дети. У нас в группе семь мальчиков.
Педагог. Расставьте детей парами так, чтобы в каждой паре были и мальчик, и девочка.
(Дети выполняют задание.)
Дети. Трем девочкам не хватило мальчиков.
Педагог. Значит, что вы можете сказать о количестве девочек и мальчиков?
Дети. Девочек больше, чем мальчиков. Мальчиков меньше, чем девочек.
Педагог. На сколько девочек больше, чем мальчиков?
Дети. Девочек больше, чем мальчиков, на три.
Педагог. На сколько мальчиков меньше, чем девочек?
Дети. Мальчиков меньше, чем девочек, на три.
Педагог. Значит, на сколько семь меньше десяти?
Дети. Семь меньше десяти на три.
Педагог. На сколько десять больше семи?
Дети. Десять больше семи на три.
Педагог. Что нужно сделать, чтобы у каждой девочки был в паре мальчик?
Дети. Нужно пригласить еще трех мальчиков.
(Педагог достает три изображения мальчиков. Дети ставят их в пары к девочкам.)
Педагог. Сколько пар получилось? Сосчитайте.
(Дети выполняют задание)
Дети. Всего десять пар.
Педагог. Правильно, молодцы! Вы были хорошими воспитателями, сосчитали всех детей у себя в группе и расставили их парами.
(Педагог убирает изображения детей с коврографа.)
Игра «Сосчитай и покажи ответ».
На столе карточки с цифрами от 1 до 4. Педагог называет пример, а дети, сосчитав ответ, показывают карточку с нужной цифрой (1+2=; 1+1=; 2-1=; 3-2= и т. д.)
Работа в тетради. Упражнение «Помоги воспитателю». (Педагог приглашает детей за столы, на которых лежат тетради и карандаши.)
Педагог. Теперь, как помощники воспитателя, вы должны раздать детям коробки с карандашами. Сосчитайте, сколько детей в каждой группе. Посмотрите, какие цифры написаны на коробках с карандашами. Соедините каждую группу детей с той коробкой, на которой написана цифра, соответствующая количеству детей.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Сколько детей в группе, которая стоит слева?
Дети. В группе слева шесть человек.
Педагог. С какой коробкой вы соединили эту группу?
Дети. Мы соединили эту группу с синей коробкой, на которой написана цифра «шесть».
Педагог. Сколько детей в группе, которая стоит справа?
Дети. В группе справа восемь детей.
Педагог. С какой коробкой вы соединили эту группу?
Дети. Мы соединили эту группу с красной коробкой, на которой написана цифра «восемь».
Педагог. Сколько детей в группе, которая стоит в центре?
Дети. В центральной группе пять человек.
Педагог. С какой коробкой вы соединили эту группу?
Дети. Мы соединили эту группу с желтой коробкой, на которой написана цифра «пять».
Педагог. Вы все сделали правильно. Я горжусь вами.
(Дети закрывают тетради, педагог собирает их.)
Подвижное упражнение «Что делаем, не скажем, что видели - покажем».
Педагог называет профессию в детском саду, а дети демонстрируют характерные движения.
Упражнение «Новый забор».
(Педагог предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними контейнер с разноцветными геометрическими фигурами.)
Педагог Я предлагаю вам стать строителями и построить вокруг детского сада забор вот по такой схеме.
(Педагог помещает на доску схему постройки. Дети сооружают забор.)
Педагог. Расскажите, какие фигуры вы использовали для сооружения забора.
Дети. Мы использовали желтые цилиндры, красные конусы и оранжевые кубики.
Педагог. И у вас получился очень красивый забор!
(По предложению педагога дети собирают фигуры в контейнер.)
Упражнение «Составь задачу».
Педагог. Воспитатель попросила Сережу поставить на стол 3 матрешки. (один из мальчиков ставит на стол 3 матрешки). Вера принесла еще 1 матрешку. (девочка ставит 1 матрешку). Сколько матрешек принес Сережа?
Дети. Три.
Педагог. Сколько матрешек принесла Вера?
Дети. Одну.
Педагог. А сколько же всего матрешек принесли дети?
Дети. Четыре.
Педагог. Молодцы! Больше или меньше стало матрешек после того, как Вера принесла матрешку?
Дети. Больше.
Педагог. Ребята, а почему матрешек стало больше?
Дети. К 3 матрешкам мы прибавили 1 матрешку, получилось 4 матрешки.
Педагог. Какие вы молодцы, на все мои вопросы вы ответили правильно! А еще мы с вами составили задачу и решили её. Давайте повторим нашу задачку. Сначала было рассказано о том, сколько матрешек принес Сережа. Затем сообщено, сколько матрешек принесла Вера. Потом поставлен вопрос: «Сколько всего матрешек принесли дети?». Вы ответили, что Сережа и Вера принесли 4 матрешки. Вы решили задачу правильно, молодцы!
Организация окончания занятия.
(Педагог предлагает детям рассказать, что нового они узнали чему научились, что было интересно делать.