Елена Лукинцова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной
деятельности по формированию
элементарных математических представлений
у детей подготовительной группы.
Воспитатель: Лукинцова Е. П.
Тема: Игра - путешествие «Путешествие в подводном мире»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Закрепление математических представлений посредством игры – путешествия. Формирование навыков практического применения элементарных математических представлений
Образовательные задачи:
- закрепить представления детей о днях недели, времени суток.
- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- закрепить навыки счета в пределах 10, умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков <, >, =, умение правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету.
- закрепить знание состава числа из двух меньших в пределах 10.
- Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу, учить устанавливать зависимость между множеством и его частью.
- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;
Развивающие задачи:
- развивать речевую активность детей, слуховое внимание, память, мышление
- Создать условия для развития логического мышления
- способствовать формированию эстетических чувств фантазии
- развивать коммуникативные навыки в процессе игры
- развивать мелкую моторику
- развивать стремление к самостоятельному поиску знаний и умений,
- развивать любознательность, умение принимать решения в соответствии с поставленной задачей
Воспитательные задачи:
- воспитывать: навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями других
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Методы и приемы:
1. Словесные - рассказ, беседа.
2. Наглядные - рассматривание иллюстраций, пособий
3. Практические - моделирование, самостоятельная работа детей.
4. Игровые – дидактическая игра, воображаемая игра, сюжетно - ролевая
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Форма проведения : игра – путешествие
Словарная работа: батискаф, акваланг.
Материалы и оборудование : мультимедийная презентация, морская ракушка, набор цифр от 1 до 10, математические знаки : плюс, минус, равно (по количеству детей, карточки - морские звезды с заданиями, сундук, 2 набора геометрических фигур, 2 комплекта обручей (красные, жёлтые, зелёные, мягкие модули, набор развивающих математических раскрасок, раскраски масок морских животных.
Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание картин о морских обитателях, беседы.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу. Встают в круг. В центре морская ракушка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему здесь у нас появилась ракушка? (Ответы детей).
Предлагаю отправиться с вами в подводное путешествие.
Слайд № 1 (с батискафом)
Воспитатель: А что мы можем увидеть в подводном мире?
Дети: рыб, дельфинов, китов, осьминогов, водоросли и т. д.
Воспитатель: На чем мы поплывём?
Дети: на подводной лодке, в акваланге.
Воспитатель: Подводная лодка – военное судно, а мы просто путешествуем. Есть такой подводный аппарат для глубоководных погружений и исследований подводного мира. Кто знает, как он называется?
Дети: Батискаф (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Наше путешествие будет не простое. Нам пригодятся математические знания и умения. Какие?
Дети: умение считать, узнавать фигуры.
Воспитатель: А ещё нам нужен капитан, который будет принимать решения как нам действовать. Предлагаю сегодня выбрать капитаном меня, так как я заранее подготовилась к этому путешествию. А следующее путешествие подготовит кто то из вас и будет руководить.
Воспитатель: Вот первое задание – занять место в батискафе согласно билету. Получите билеты - карточки с геометрическими фигурами и цифрами. (Дети занимают места на модулях).
Слайд № 2
Можно отправляться в путешествие, погружаемся в воду (звучит музыка шум воды.) поплыли.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
2. Основной этап:
Воспитатель: наша группа – большой батискаф, а экран (мультимедийного устройства) – иллюминатор.
Слайд № 3 (с рыбками)
Воспитатель: Посмотрите, справа от нас проплывает стая рыб. Давайте посчитаем сколько их?
Дети: 12 рыбок
Воспитатель: Вы правильно посчитали, а теперь скажите в каком ряду больше всего рыб?
Дети: в третьем ряду
Воспитатель: в каком ряду меньше всего рыб?
Дети: в первом ряду
Воспитатель: А теперь отгадайте, какая рыбка мне понравилась. Я назову ряд и какая она по счету, а вы назовёте цвет рыбки.
Задания:
- второй ряд, четвёртая справа (жёлтая)
- третий ряд, вторая слева (фиолетовая)
- левый, верхний угол (зелёная)
- третий ряд, пятая справа (зелёная)
- верхний правый угол (оранжевая)
- какая рыбка лишняя (золотая)
Воспитатель: А кто хочет загадать рыбку а мы отгадаем.
Слайд № 4 (осьминогом)
Воспитатель: Осьминог собирал ожерелье из жемчужин и потерял некоторые жемчужины, предлагаю ему помочь. Выложите на столе цифры по порядку от1 до 10 и отложите в сторону те цифры, которые обозначают потерянные жемчужины. А теперь проверьте правильность выполненного задания на слайде.
Слайд № 5, 6, 7 (с морскими коньками)
Воспитатель: Поплыли дальше. Посмотрите это семейка морских коньков. Морские коньки плавают стаями. Они затеяли спор, в какой стае коньков больше, помогите им сравнить количество. Выложите на столах цифрами количество коньков в каждой стае и поставьте между ними нужный знак.
Один красный конёк уплыл, сравните теперь и поставьте нужный знак.
К стае зелёных коньков приплыл еще один, сравните теперь и поставьте нужный знак.
Работа на магнитной доске:
Воспитатель: Морские звёзды потеряли своих малышей, помогите малышам вернуться к мамам. Мамы обозначены числами 7 и 6, а малыши двумя меньшими числами, но в сумме они должны составлять число 7 или 6.
Слайд № 8
Физминутка: а теперь предлагаю поплавать вместе с морскими обитателями.
Работа за столами:
Воспитатель:
Задание: Вы любите играть в игру, которая называется «Прятки». Рыбки тоже играют в прятки. Хотите поиграть с рыбками в эту игру?
Разделимся на команды по счёту «1, 2, 3». Подойдите команды к своим столам. На столах лежат разноцветные рыбки и домики. Какой формы рыбки? (три пересекающихся круга красного, желтого и зелёного цвета)
Дети: круглой, треугольной, овальной.
Воспитатель: На полу лежат обручи – красный, желтый и зеленый – которые пересекаются между собой. Я буду ведущая в игре и буду давать задания.
Слушайте внимательно :
1. спрячьте овальную зелёная рыбку так, чтобы оно находилась внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого.
2. спрячьте овальную желтую рыбку так, чтобы она была внутри зеленого, но снаружи красного внутри и желтого обручей.
3. спрячьте треугольную зелёную рыбку так, чтобы она была внутри желтого, но снаружи красного и зеленого.
4. спрячьте круглую желтую рыбку так, чтобы она была внутри зеленого и желтого обручей, но снаружи красного.
5. спрячьте треугольную красную рыбку так, чтобы она была одновременно внутри красного и зеленого обруча, но снаружи желтого.
6. спрячьте треугольную желтую рыбку так, чтобы оно была одновременно внутри красного и желтого обручей, но снаружи зеленого обруча.
7. спрячьте круглую красную рыбку так, чтобы она была внутри трех обручей одновременно.
А теперь давайте проверим результат. Какие рыбки спрятались внутри только одного обруча? ().
Какие рыбки спрятались внутри двух обручей?).
Какие рыбки спрятались внутри трёх обручей?).
попробуем. ( состав числа: 7, 6, 8).
Слайд № 9 (с сундуком)
Воспитатель: На глубине в море часто находят затонувшие сундуки с сокровищами. Вот такой сундук нам попался на пути, его охраняет морская черепаха. И чтобы его найти и открыть придется пройти испытания. У черепахи хранится ключ. Вам это не напоминает похожую историю?
Дети: сказка «Золотой ключик»
Воспитатель: Черепаха отдаст ключик, если вы отгадаете код замка. Для этого надо подобрать числа, которые в сумме с другим числом дадут число 8 (дети подбирают числа и получают ключ).
Воспитатель: А теперь занимаем места в батискафе и возвращаемся назад.
3. Рефлексивно – оценочный этап:
Воспитатель: Сундук находится у нас в группе, чтобы найти сундук, отгадайте загадку, отгадка подскажет, где сундук.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?. (карандаш)
Воспитатель: Открывайте сундук, доставайте сокровища.
(дети рассматривают развивающие раскраски, раскраски масок морских животных).
Что вам запомнилось в нашем путешествии? В какую игру вы хотели бы поиграть еще? Куда ещё вы хотели бы отравиться в путешествие?
Как мы можем использовать наши найденные сокровища?