Галина Губина
Конспект НОД по формированию элементарных естественно-научных представлений «Как передаются звуки на расстояние»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных естественно-научных представлений у детей подготовительной группы на тему: «Как передаются звуки на расстояние».
Программные задачи: Познакомить детей с особенностями передачи звуков на расстояние. Расширить сведения о многообразии звуков в природе, их происхождении и силе. Развивать интерес к опытнической деятельности. Воспитывать бережное отношение к органам слуха и своему здоровью.
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных естественно-научных представлений „Как передаются звуки на расстояние“» размещена в разделах
Методы и приё мы: рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадывание
загадки, слушание аудиозаписи, проведение опытов,
рассматривание плаката, практические действия детей.
Оборудование: диск «Звуки», плакат «Передача звуков на расстояние», для опытов: миска, затянутая фольгой, крышка от кастрюли, ложка, рис, ведро; набор картинок по количеству детей: «самолёт», «машина», «пылесос», «листья»; расчёски с тонкими и толстыми зубьями.
Ход занятия:
- Дети, сегодня я вас приглашаю в путешествие в страну звуков.
- Что такое звук?
(Ответы детей).
- Правильно, то, что мы слышим - всё это звуки. Звуков в природе очень много. Какие звуки вы можете назвать?
(Высказывание детей).
- Правильно, нас окружают самые разные звуки. Внимательно
послушайте и попробуйте узнать звуки, записанные на диске.
(Включаю запись звуков «звон монет», бой часов», «движение поезда»).
- Молодцы, вы были внимательны и правильно узнали звуки.
- Каждый звук, который мы слышим, произведён колебанием или очень быстрым движением вперёд и назад. Звуки перемещаются в виде звуковых волн по воздуху, через жидкости и даже сквозь твёрдые тела.
Посмотрите вот на этот рисунок.
(Показываю рисунок «Передача звуковых волн при разговоре»).
- Девочка говорит. Колебания ее звуков проходят через воздух и создают вибрацию воздуха. Колебание достигают уха собеседника в виде звуковых волн, и он воспринимает их как звуки. Звуковые волны мы не видим, но их действие увидеть можем. Давайте проделаем опыт.
(Опыт «Действие звуковых волн»).
- Я сделала барабан, натянув на миску фольгу. Фольгу плотно закрепила резинкой. Теперь сверху положу несколько сухих зёрен риса. Звуковые волны я буду создавать, ударяя ложкой по крышке кастрюли рядом с барабаном. Посмотрите, что случится?
(Ответы детей).
- Правильно, рис стал подскакивать.
- Как вы думаете почему?
(Высказывания детей).
- Правильно, это звуковые волны от ударов прошли по воздуху и достигли фольги с рисом, заставив его подпрыгивать.
- Звуки распространяются и сквозь твёрдые тела. Давайте проверим это на простом опыте. Твёрдым телом у нас будет крышка стола. Приложите одно ухо к ней, а другое плотно закройте рукой. Закройте
и глаза, чтобы вы не увидели, что буду делать. Будьте внимательны.
(Произвожу удары по полу).
- Что вы почувствовали?
(Высказывания детей).
- Вы услышали удар по полу и почувствовали его через крышку стола.
Волна от удара прошла по полу, через ножки и крышку стола и достигла вашего уха.
- Дети, звуки распространяются и в воде, и даже быстрее и дальше, чем в воздухе и через твердые предметы. Учёные наблюдали за китами и заметили, что киты поют друг другу и слышат друг друга на
расстоянии 100 километров.
- Дети, а теперь внимательно посмотрите на мои картинки и скажите, что объединяет эти разные предметы?
(Высказывания детей).
- Все эти предметы могут издавать звуки. Громкость звуков зависит от величины звуковых волн. Большие ч луковые волны громче, чем маленькие. Давайте выложим из набора картинок цепочку от самых
громких звуков до самых тихих.
(Игровое упражнение «Выложим цепочку» : самолёт, машина, пылесос, падающие листья. Выполняется фронтально).
(Физкультминутка).
- Дети, посмотрите, у меня в руках расчёска. Сегодня я буду производить с этой расчёской необычные действия извлекать звуки. Послушайте внимательно и скажите, почему эта расчёска издаёт разные звуки?
(Высказывание детей).
- Возьмите и вы в руки по расчёске и при помощи палочки извлеките звуки.
(Дети выполняют действия и делают выводы).
- Правильно, дети. Расчёска издаёт разные по высоте звуки. Редкие и толстые зубья расчёски издают низкий звук, а частые и тонкие - высокий звук. Это зависит от частоты колебаний звуков. Чем больше колебаний в секунду, тем выше звук. Очень высокие и громкие звуки вредны для слуха. Звуки, каких предметов могут быть, по-вашему мнению, опасными?
(Высказывания детей).
- Правильно, дети. Нас окружают звук разной громкости. Громкость некоторых изменить мы не можем. Например, раскаты грома, шум мчащегося поезда, самолёта. А ее и громкие звуки встретились у вас на пути, как вы можете защитить свои уши?
(Дети высказываются).
- Рабочие на заводах, где очень шумно, надевают наушники или вкладывают в уши ватные тампоны. Вот такие.
(Показываю «бируши»).
- А теперь отгадайте загадку:
На всякий зов даю ответ,
А ни души, и тела нет.
- Правильно, это эхо. Эхо - это тоже звук. Его мы слышим, когда звуковые волны отражаются от стены или любого другого твёрдого объекта. Где вы слышали эхо?
(Ответы детей).
- Правильно, эхо можно услышать в горах, в лесу, в пустой комнате.
- Отчего отражаются звуковые волны в лесу?
- Давайте попробуем услышать эхо. Нам понадобиться простое ведро. Оно пустое. Кто хочет услышать своё эхо, должен крикнуть в него.
(Дети по желанию «делают» эхо).
- Как получается эхо в ведре?
(Дети предполагают).
- Верно, ваш голос отскакивал от стенок ведра, и получалось эхо.
- Дети, вот как много нового сегодня вы узнали о звуках.
А что вам особенно запомнилось или понравилось?
(Дети отвечают).