Альфия Аносова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Сказка о Квадрате и Прямоугольнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказка о Квадрате и Прямоугольнике»» (ведущая образовательная область – «Познавательное развитие»).
Цель: создать условия для формирования умения различать и правильно называть
прямоугольник и квадрат.
Задачи
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Сказка о Квадрате и Прямоугольнике“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прямоугольник. Геометрическая фигура
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Обучающие: способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его свойствах, умение выделять свойства предметов, находить признаки, сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому - либо признаку. Умение находить «на глаз» и путём приложения предметов равных по длине и ширине. Упражнять в умении раскладывать правой рукой, слева направо, правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, длиннее, шире, короче, уже, равные по длине, ширине.
Развивающие: развивать фантазию, мыслительные операции, речь, творческие способности, внимание.
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь.
Виды деятельности: двигательная, игровая, восприятие художественного слова.
Формы организации : фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Формы реализации : отгадывание загадки, дидактические игры, двигательная активность, игры с речевым сопровождением.
Оборудование.
Демонстрационный материал : игрушка Мышонок, модели квадрата и прямоугольника, нарисованная девочка, речка, два обруча, фланелеграф.
Раздаточный материал :
по одному квадрату и треугольнику, по 3 полоски разной длины и разного цвета, по 3 полоски разной ширины, но одного цвета, листок с изображением прямоугольника, карандаши.
Ребята, сегодня утром почтальон принёс для вас конверт, давайте посмотрим, что в нём. Какая-то записка: «Ждите меня сегодня в гости. А кто я угадайте» (загадка про мышонка).
Кто же это? Как вы думаете? (Раздаётся стук, воспитатель выглядывает за дверь, заходит с Мышонком.)
Мышонок: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Мышонок! Проходи, пожалуйста, присаживайся. Мы очень рады видеть тебя в гостях.
Мышонок: Я пришёл к вам с просьбой помочь мне. Вы любите заниматься математикой и знаете много геометрических фигур. А как они называются, вы сейчас мне скажите.
(Мышонок выставляет их на доске, а дети называют) Затем выставляет прямоугольник.
Мышонок: А с этой геометрической фигурой я не знаком. Что это? Воспитатель: Ребята, давайте поможем мышонку.
Кто сможет назвать эту фигуру? На какую геометрическую фигуру похож прямоугольник? А чем отличается?
Мышонок: Спасибо, ребята, что помогли мне. И я вам хочу подарить веселую игру про мышат.
Физминутка.
Вышли мыши как - то раз Ходьба на месте
Посмотреть который час Повороты в стороны
1-2-3-4 Медленно поднять руки вверх
Мыши дернули за гири Опустить руки вниз присесть
Вдруг раздался страшный звон Хлопки
Убежали мышки вон Бег на месте
Воспитатель: Спасибо, Мышонок, за веселую игру. Оставайся с нами. Ребята, хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь удобнее. И так, слушайте сказку.
«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким
А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким
А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату,- и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?» Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим»,- предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться!» - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику,- что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие)
А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Найди свой домик».
На полу два обруча. В нутрии одного квадрат, а в другом - прямоугольник.
Дети разделены на две группы : у одних квадраты, у других прямоугольники.
Воспитатель: вы будите бегать. А когда я ударю в бубен, каждый из вас должен найти свой домик: те, у кого квадрат бежит к обручу, где лежит квадрат, а те у кого прямоугольник - к обручу с прямоугольником. Поиграли мы друзья, Заниматься нам пора.
Д/и «Мостик через речку»
У каждого из вас 3 полоски одинаковой длины, синего цвета, но разной ширины. Это речки. Три полоски одинаковой ширины разной длины и разного цвета - это мостики.
Какая речка самая широкая? Ужи? Самая узкая? (наложением дети находят широкую полоску, затем уже, и узкую).
Возьмите мостики и найдите длинный. Какой следующий по длине? Перекиньте мостики через речку. Через какую речку перекинем длинный мостик? А следующий по длине? И т. д.
Пока мы с вами перекидывали мостики через речку, набежала тучка.
(Гимнастика для глаз)
Посмотрели вверх на тучку - капля первая упала - кап! И вторая прибежала - кап! Мы на небо посмотрели, Капельки кап- кап запели. Мы кусточки поискали И от дождика убежали!
Игра «На что похоже?»
Посмотрите вокруг и назовите предметы похожие на прямоугольник. У вас на столах листочки с изображением прямоугольника. Закончите рисунок так, чтобы получился какой - нибудь предмет прямоугольной формы.
Ребята, давайте ещё раз скажем Мышонку, как называется эта геометрическая фигура.
- Прямоугольник.
- Чем отличается прямоугольник от квадрата?
- У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две длинные, а две короткие.
Мышонок: Спасибо, ребята. Теперь я знаю про прямоугольник всё. А про вас я расскажу своим друзьям, какие вы умные, столько уже много знаете, как хорошо отвечаете на занятии. До свидания!
Дети: До свидания, Мышонок! Приходи к нам в гости.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились? А мне, как и Мышонку, понравилось, как вы отвечали. Молодцы! Все старались!