Евгения Внукова
Конспект НОД по ФКЦМ «Животные севера» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о животных Севера.
Задачи:
• Формировать у детей представление о животных Севера (пингвин, северный олень, белый медведь, морж, тюлень, писец, полярный волк, их внешнем виде, образе жизни и повадках.
• Развивать познавательный интерес к жизни животных севера.
Публикация «Конспект НОД по ФКЦМ „Животные севера“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• Развивать речь детей, обогащать их словарь.
• Воспитывать любознательность.
• Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе.
Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный
Оборудование: презентация, проектор, экран.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима).
Воспитатель: Назовите признаки зимы. (Зимой на земле лежит снег; солнце светит, но уже не греет; многие птицы улетели в теплые края, остались только зимующие; деревья стоят голые; люди одеваются тепло).
Воспитатель: А какие времена года вы еще знаете? (Лето, весна, осень)
2. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришел необычный гость. А кто именно, мы узнаем, если отгадаем загадку.
Загадка: Эта птица не летает,
В Антарктиде обитает.
Господин холодных льдин
И зовется он… (Пингвин) (слайд 4)
Воспитатель: Пингвин хочет рассказать нам об удивительном месте, своей Родине. Там никогда не тает снег и очень холодно.
Воспитатель: А вы знаете, где он живет? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на глобус – модель нашей планеты. (слайд 5)
Воспитатель: Что обозначено на нём голубым цветом? (Ответы детей).
Воспитатель: Что жёлто-зелёным? (Ответы детей).
Воспитатель: А вот здесь находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном, их ещё называют снежным материком. На Северном полюсе всегда холодно и много снега.
3. Основная часть.
Воспитатель: Крайний Север – Родина пингвинов. (слайд 6).
Пингвин – это птица, он откладывает яйца, но не умеет летать. Они любят воду и отлично плавают. Густое не промокаемое оперение позволяет пингвинам переносить сильные морозы. Большую часть жизни они живут не в воде, не на суше, а на льдинах, где они спасают себя и своих детёнышей от хищников. Питаются пингвины рыбой, кальмарами и ракообразными.
Воспитатель: А вы знаете, какие еще животные живут на Северном полюсе? (ответы детей)
Воспитатель: Вот мы это мы сейчас и узнаем. Предлагаю вам отгадать загадки про животных, живущих на Севере. Если вы правильно их отгадаете, на экране появится картинка – отгадка. Вы готовы? (Да, мы готовы).
(слайд 7)
Загадка: Он на Севере живёт,
Санки по снегу везёт,
Гордо носит он рога,
Не страшна ему пурга.
На морозе целый день,
Это. Северный олень.
Воспитатель: Тело оленя покрыто густой шерстью. На голове у оленя, словно корона, красуются огромные рога. Посмотрите, какие сильные у него ноги и широкие копыта. Они нужны оленю для того, чтобы он не проваливался в снег, еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
(слайд 8)
Загадка: Крупный зверь, имеет бивни,
Но не те, что у слонов,
Вместо ног - имеет ласты.
Среди льдин рыбёшку ищет.
А пловец – каких не сыщешь!
До чего же зверь хорош –
Гладкий сильный этот. Морж
Воспитатель: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. Вместо лап у моржа плавники. Благодаря им он быстро плавает в воде, но очень неуклюж на суше. Длинные клыки нужны моржу, чтобы защищаться от врагов. С их помощью он вскарабкивается на берег и передвигается по льдине. У моржа шерсти нет, а толстая кожа и подкожный жир согревают его. Поэтому никакой мороз ему не страшен.
Воспитатель: Нам тоже нужно согреться.
Физкультминутка. (слайд 9)
Мы идём, идём вперёд, (по кругу шагают).
Очень удивляемся. (пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые. (руки вверх, соединяют ладошки)
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху)
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
(слайд 10)
Загадка: В Антарктиде он живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он -. Тюлень
Воспитатель: Тюлени – хорошие пловцы и ныряльщики. Вместо лап у них ласты, которые нужны, чтобы плавать. Толстый слой подкожного жира защищает от холода. Они белого цвета, что помогает им быть менее заметными на снегу и спасаться от хищников.
Воспитатель: Послушайте еще об одном животном севера.
(слайд 11)
Загадка: Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. Белый медведь.
Пальчиковая гимнастика.
На Севере белый мишутка живет,
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.
(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).
Воспитатель: Одним из самых крупных хищных зверей Севера является белый медведь. Его тело покрыто белой длинной шерстью. Поэтому на снегу его совсем не видно, только нос черный. Он прикрывает нос лапой, когда охотится. Густая шерсть и толстый слой жира спасает его от холода, и он может долго находиться в воде. Питается медведь тюленями, моржами, рыбой.
Воспитатель: Хотите продолжить наше путешествие? (ответы детей)
(слайд 12)
Загадка: Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В тёплой шубе голубой. Песец
Воспитатель: Молодцы, правильно это песец. Это хищный зверёк. Он похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Шубка делает его незаметным на фоне снега. У песца - ценный мех, длинный и пушистый хвост. Во время пурги он прячется в снегу. А если ударят ещё и сильные морозы, зарывается глубоко в сугроб и пережидает ненастье. В этом снежном "доме" песец может провести несколько дней, пока погода не наладится.
(слайд 13)
Загадка: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? Полярный волк.
Воспитатель: Полярный волк – опасный хищник. Внешне он похож на собаку. Тело покрыто густой шерстью, которая защищает его от холода. Острые, как нож, зубы нужны ему для охоты.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие пингвином по Крайнему Северу. Ему нужно возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. (слайд 14)
Воспитатель: Пингвин вернулся к себе домой, но приглашал нас в гости. Скажите ребята, как можно добраться до Северного полюса? (Ответы детей).
Воспитатель: Добраться до него можно на самолете или ледоколе. (слайд 15)
4. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте вспомним, где мы были? (Ответы детей).
Воспитатель: Кто нам повстречался? (Ответы детей).
Воспитатель: Спасибо за занятие. Сегодня вы меня очень порадовали своими знаниями и умением общаться.