Светлана Нарыжная
Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование:
1. Иллюстрации воды в природе.
2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой, пустые стаканы, сахар, зеленка, марганцовка, монетки.
3. Символы, обозначающие свойства воды
Словарная работа:
Публикация «Конспект НОД „Чудо-лаборатория“, Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Предварительная работа:
Беседа по теме «Где есть вода», «Кому нужна вода», «Почему надо беречь воду», и др.
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, проведение опытов с водой.
Работа с панно «Кому нужна вода?»
Знакомство с символами свойств воды.
Ход НОД:
Звучит музыка и шум воды.
Входит Капелька: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Капелька.
Воспитатель: Здравствуй, Капелька? А что ты тут делаешь?
Капелька: Я заблудилась, и я совсем ничего не знаю о своей семье!
Помогите мне, пожалуйста. Для того, чтобы узнать кто моя семья, нужно отгадать загадку.
Воспитатель: Ребята, поможем Капельке?
Дети: Да!
Капелька:
Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике,
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать.
Дети: вода.
Воспитатель: Капелька, ну вот теперь ты знаешь, что твоя семья - это вода.
Капелька: Да, но я так мало о ней знаю.
Воспитатель: Капелька, я думаю, что мы с ребятами можем о ней тебе рассказать. Ребята, расскажем Капельке о воде?
Дети: Да!
Капелька: Я буду вам очень благодарна. Ребята, а вы знаете где встречается вода?
Ответы детей: в море, океане, озере, реке и т. д.
Воспитатель: молодцы, ребята.
Капелька: А для чего людям нужна вода?
Ответы детей: Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает одежду и убирает свое жилище.
Воспитатель: Правильно, дети, людям требуется очень много воды. А как вы думаете, кто еще не может жить без воды?
Дети:
• Рыбам нужна вода, они в ней живут.
• Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают.
• Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)
Воспитатель: а давайте представим, что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.
Капелька: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли!
Воспитатель: А сейчас, дети, чтобы ещё больше узнать о воде, я предлагаю вам стать юными исследователями и провести несколько опытов. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас вместе с Капелькой в нашу чудо - лабораторию. Надевайте халаты.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость, она не имеет формы».
Воспитатель: Посмотрим, что у нас в первом кабинете. Мяч - он какой формы? А кубик? а вода, какой формы? (ответы детей) .
– Давайте это проверим. Перельём воду из колбы в стакан, в блюдце.
Так какой же формы вода?
Дети: Вода не имеет своей формы, она принимает форму посуды, в которую её налили.
Воспитатель: Катя, найди, пожалуйста, подходящий символ.
Вывешивается символ на мольберт.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, средняя колба с молоком, большая колба с водой, маленькая колба пустая.
Воспитатель. : Какого цвета лист бумаги? белого). Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
Ответы детей). Юля опусти монетку в молоко, видно монетку? Нет.
А теперь, дети, опустите монетку в воду, видно её? Да.
Так какая же вода?
Дети: бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: А сейчас я в воду добавлю волшебный кристаллик (марганец) и мы посмотрим, что произойдет с водой.
изменила свой цвет вода? (да) Вода стала какого цвета? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). А теперь какого цвета? Ребята, обмакните кисточку в гуашь, а затем в стакан с водой, изменился цвет воды?
ак что же случилось с водой, ребята?
Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Матвей, найди, пожалуйста, подходящий символ.
Добавляем символ на мольберт.
Делать опыт - это работа непростая и требует много сил и ума. Поэтому ученым необходимо немного отвлекаться и отдыхать. Неплохо бы отдохнуть и нам. Давайте и мы немного разомнёмся.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница,
(погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(хлопок ладошками)
Рыбка спинку изогнула,
(Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла,
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула,
(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)
Опыт № 3. «Вода без вкуса»
Воспитатель: А что же у нас в третьем кабинете?
На столе: лимон, лук.
Ребята, попробуйте лимон, какой он на вкус? (кислый) А лук? (горький)
А вода? Попробуйте. Какой вкус у воды? (без вкуса) а сейчас давайте добавим в воду сахар. Появился вкус у воды?
Дети: Вода стала сладкой.
Воспитатель: ребята, так что мы можем сказать про вкус воды?
Вода безвкусная, но может приобретать вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе)
Настя, пожалуйста, добавь на мольберт нужный символ.
Опыт №4. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей)
А сейчас я добавлю в воду по капле мяты, появился запах у воды?
Ребята, что вы можете сказать про запах воды?
Дети: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха, она может приобретать запах того вещества, которое в неё добавили.
(на мольберт добавляем символ этого свойства)
Игра под музыку: «Капельки – озеро»
Воспитатель: Ребятки, мы сегодня говорили о воде, и очень много о ней узнали. Вам понравилась наша игра в исследователей? А тебе Капелька?
Капелька: Да, очень понравилась, спасибо вам.
Ребята, запомните навсегда:
Символ жизни на Земле – ВОДА!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
А ещё я хочу вам подарить водные раскраски, нужно просто провести по листу мокрой кисточкой, картинка сразу станет яркой и красочной.
Воспитатель: А секрет такого превращения мы с вами узнаем немного попозже!