Приложение МААМ

Конспект НОД «Пять помощников человека» (органы чувств) — в подготовительной группе

Ольга Городинская
Конспект НОД «Пять помощников человека» (органы чувств) — в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Дать детям представления об органах чувств человека (глаза –орган зрения, уши –орган слуха, нос– орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - осязание, как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.

Вызвать интерес к элементарной исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения.

Публикация «Конспект НОД „Пять помощников человека“ (органы чувств) — в подготовительной группе» размещена в разделах

Развивать связную речь, обогащать словарь детей новыми словами (органы, осязание, обоняние); развивать внимание, память, логическое мышление,наблюдательность.

Воспитывать у детей интерес к своему организму как к единому целому, желание заботится о своём здоровье. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация).

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ).

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент).

Практические (упражнения, опыты).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Предварительная работа:

Чтение и рассматривание книг "Азбука здоровья", "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра". Чтение книг Г. Остера "Вредные советы"

Рассказы воспитателя «Чудесное яблоко, или «зеркало нашей души»», «Самая быстрая улитка в мире», «Для чего человеку нос

Д/игры "Угадай, кто тебя позвал", "Определи на вкус", "Пальчики - узнавальчики", "Таинственные флаконы", "Твердый- мягкий".

Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха.

Материал и оборудование:

Халаты для детей или фартуки.

Картины с изображением органов чувств для оформления лаборатории: ухо, глаз, нос, язык, кожа.

Музыкальные инструменты: колокольчик, ложки, маракас.

Ширмы;

Непрозрачные емкости (киндер-сюрпризы) по количеству детей, с заранее сделанными отверстиями, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (лимон, чеснок и духи).

Мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус»

Одноразовые стаканчики с солёной и сладкой водой, ложки по количеству детей.

«Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, наждачная бумага, резиновый мяч).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А сейчас давайте сделаем в круг и поздороваемся друг с другом.

ИГРА на общение (коммуникация)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

-ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: В нашем детском саду открылся «Институт здоровья». В его лабораториях изучают органы чувств человека. Хотите побывать в лабораториях нашего института и узнать много интересного об органах чувств человека?

Дети: ДА!

Воспитатель: Предлагаю отправиться в «Институт здоровья».

(Шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в «Институте здоровья». Ребята, сегодня мы с вами поэкспериментируем, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: Правильно – это лаборатория. И в нашем «Институте здоровья» есть лаборатории по изучению органов чувств. В лабораториях обычно надевают халаты. Мы тоже их наденем.

Прежде, чем отправимся в лабораторию, давайте подумаем и определим правила поведения, которые нужно будет соблюдать во время наших экспериментов.

Не кричать, т. е. соблюдать тишину

Не перебивать друг друга.

Не мешать друг другу

Работать тихо, аккуратно, внимательно.

Ничего не трогать без разрешения.

(На ширме висит табличка «Лаборатория №5 по изучению органов чувств»)

Воспитатель. Я приглашаю вас пройти в лабораторию, давайте подойдем к столу № 1, а что в здесь изучают, вы поймете, отгадав загадку.

На ночь два оконца

Сами закрываются

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Воспитатель. Конечно, это глаза. Сколько их? Как по-другому можно их назвать?

Дети: Орган зрения.

Воспитатель. В этой лаборатории изучают зрение человека.

(Показываю иллюстрацию с изображением глаз, наш - важный орган зрения)

Глаза – это замечательный и очень ценный человеческий орган. Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами?

Дети:Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов.

Воспитатель. Давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза?

Эксперимент №1

Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или машина?

(Ответы детей)

Воспитатель. Как вы определили?

Дети:Посмотрели глазами.

Воспитатель. Значит, что могут определить глаза?

Вывод: глаза могут определять расстояние.

Эксперимент №2

Воспитатель. Найдите и ответьте где большая игрушка, а где маленькая? Какая палочка длиннее?

(Ответы детей)

Вывод: глаза могут определять размер.

Эксперимент №3

Воспитатель. Что это за геометрическая фигура? А эта?

(Ответы детей)

Вывод: глаза могут определять форму.

Эксперимент №4

Воспитатель. Дайте мне синий кубик. А теперь желтый. Как вы узнали, что это синий, желтый кубик? Что могут глаза?

Вывод: глаза могут определять цвет.

Воспитатель: Природа заботливо оберегает наши глаза (рассматривание иллюстрации «Глаз»). Они расположены в специальных углублениях – глазницах, это домик глаза. Закрывает домик специальная дверка – веко. Закройте веки, темно стала, ничего не видно. Откройте глазки. Что глаз закрывает в домике (веко? Молодцы.

Воспитатель. Наши глаза надо беречь, а для этого надо знать, что для них хорошо, а что плохо. Что для глаз хорошо?

Дети: Хорошо тренировать глаза с помощью физкультминутки; гулять на свежем воздухе; есть витамины; читать при свете, промывать глаза по утрам; вовремя ложиться спать.

Воспитатель. Что для глаз плохо?

Дети: Плохо трогать глаза грязными руками; близко смотреть телевизор; долго сидеть около компьютера; читать лежа, читать при тусклом свете; читать на ходу, читать при свечах.

Воспитатель. Ребята, а ещё для того, чтобы наши глаза хорошо видели и не болели, надо делать специальную гимнастику.

Белка дятла поджидала, (перемещаем взгляд вправо-влево)

Гостя вкусно угощала:

-Ну-ка, дятел, посмотри (перемещаем взгляд вверх-вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (закрыть глаза и погладить веки указ. пальцами)

закрыть- открыть глаза(2-3 раза);

быстро поморгать глазами(2 раза);

посмотреть вправо – влево, начертить глазами большой круг(2 раза).

Воспитатель: Молодцы, хорошо выполнили гимнастику для глаз. Нам пора дальше.

Воспитатель. Я приглашаю вас пройти к столу № 2 (переходят к следующему столу, а что здесь изучают, вы поймете, отгадав загадку.

Таня слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Тане (Ушки)

(Показываю иллюстрацию с изображением ухо.)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Благодаря ушам мы с вами слышим разные звуки, различаем голоса. Уши – это орган слуха, давайте повторим вместе: «Орган слуха». Сколько ушей у человека? Молодцы. Значит уши – тоже наши помощники?

Дети: Да.

Воспитатель. Давайте поэкспериментируем, что могут наши уши?

Эксперимент №1

Воспитатель. Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)

-Что я сказала?

(Ответы детей)

Воспитатель. Как, вы ничего не слышали? Почему?

(Ответы детей)

Вывод: закрывая уши мы ничего не слышим.

Эксперимент №2

Воспитатель: На столе лежат музыкальные инструменты, вам надо определить на слух, какой прозвучал музыкальный инструмент.

(Проводится дидактическая игра «Определи, что звучит». Музыкальные инструменты расположены за ширмой. Дети их не видят. Определяют музыкальный инструмент после его звучания, на слух.)

Вывод: Уши помогают нам слышать и различать звуки.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь?

Дети: Да.

Воспитатель: А как?

Дети: Мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку.

Воспитатель: А еще полезно для наших ушей делать зарядку!

Мы ладошки разотрем,

Смело, ушки мы возьмем,

Сверху - вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем.

Воспитатель: Молодцы. Давайте перейдем к столу № 3.

Чтобы узнать, что здесь изучают, отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

(Показываю иллюстрацию с изображением носа.)

Воспитатель: Правильно - наш нос. Нос – это орган чувства, он отвечает за обоняние. Ребята, а как он помогает нам в жизни?

Дети: С помощью носа определяют и различают запахи, носом мы дышим, он охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.

Воспитатель: Сейчас мы с помощью экспериментов определим, зачем нам нос.

Эксперимент №1

Воспитатель: Зажмите нос пальцами. Мы можем дышать?

Дети:Нет.

Вывод: Нос нужен для дыхания. Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем - пылинки вылетают наружу. И ещё пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.

Эксперимент №2

Воспитатель: А сейчас проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих капсулах от киндер-сюрприза.

(Дети берут киндер-сюрпризы и определяют по запаху, что в них лежит (лимон, чеснок, духи и т. д.).

Вывод: носом мы чувствуем запахи.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Скажите, пожалуйста, может ли запах предупредить человека об опасности? И в каких случаях это бывает?

Дети: Можно почувствовать запах дыма при пожаре, или когда на плите что-то подгорело, если продукты плохо пахнут - они испортились и т. д.

Воспитатель:Как же мы можем беречь наш нос? Давайте вспомним правила.

Дети называют:

Дышать надо носом, а не ртом.

Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)

Не ковырять в носу пальцем. (Объяснить, почему)

Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

При насморке нельзя сильно сморкаться.

Нельзя пользоваться чужим носовым платком.

Воспитатель: А чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Давайте носики погладим (сверху-вниз, и сделаем массаж – круговые движения указательными пальцами, возле крыльев носа)

Воспитатель: Мы определили, что нос - это наш третий помощник.

Отправляемся дальше, пройдите к столу № 4. А что здесь изучают, вы догадаетесь, отгадав загадку.

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык)

Воспитатель: Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган вкуса – язык (показ иллюстрации).

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что поверхность языка имеет определённые участки, которые воспринимают разный вкус. Посмотрите: середина языка узнаёт всё горькое, боковые передние края – солёный вкус, боковые задние – кислый, кончик языка отвечает за сладкое.

А чтобы узнать, для чего нам нужен язык, давайте проведем эксперимент.

Эксперимент №1

Воспитатель: Определяем вкус воды (сладкая, кислая, солёная, горькая).

(Дети определяют воду на вкус)

Вывод: Мы можем определить на вкус жидкость.

Эксперимент №2 «Угадай на вкус».

Воспитатель: Закройте глаза и скажите какой фрукт я положила вам в рот (банан, яблоко)

Дети закрывают глаза, воспитатель дает попробовать продукты, различные по вкусу (лимон и банан). Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например:«Это - лимон. Он кислый».

Вывод: Язык помогает определить, что это за пища. Даже когда мы ее не видим.

Воспитатель: Скажите, что нельзя пробовать на вкус?

Дети: Лекарство, мыло, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты.

Воспитатель: Мы с вами определили, что наш язык – это орган вкуса. И является нашим четвертым помощником, помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи.

А чтобы наши язычки всегда нам помогали, давайте сделаем для них зарядку:

упражнение «Качели»(выполнять движения языком вверх-вниз);

упражнение «Лошадка»(щелкать языком);

упражнение «Почистим зубки»(выполнять движения языком по зубам вправо - влево).

А теперь проведем упражнение для языка

Ротик шире открывай

Язычок вперед давай

Влево – вправо, тик да так

Время точно на часах

Шире рот мы открываем

Язык вправо направляем

Еще шире открываем

Язык влево направляем

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики висят

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Отправляемся к следующему столу под № 5. Отгадайте загадку, чтобы узнать, что здесь изучают:

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши. (Руки)

Воспитатель: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем?

(Ответы детей)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет :

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое:

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша : (Кожа)

Воспитатель: Здесь изучают орган осязания - кожу. За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло и холод. Что мы можем чувствовать кожей?

Дети: Холод, тепло, твердое и мягкое, гладкое и шершавое, боль.

Воспитатель: Для чего нужна кожа?

Дети: Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов.

Воспитатель: Давайте поэкспериментируем.

Эксперимент №1

Воспитатель: Давайте попробуем определить на ощупь поверхность предмета и угадать его.

Дети на ощупь определяют, что находится на тарелочках, накрытых салфетками

Вывод:Благодаря органу осязания - коже мы можем потрогать и почувствовать.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте пройдем к столам у окна. У вас на столе лежат карточки с изображением органов чувств. Обведите кружочком орган слуха, овалом — зрения, квадратом — осязания, прямоугольником – обоняния и треугольником - вкуса.

Воспитатель: Ребята, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств «служили вам верой и правдой»? А чего лучше не делать?

Дети: Соблюдать следующие правила гигиены:

относиться бережно, содержать в чистоте;

не переохлаждаться;

не обжигаться;

не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;

не читать книги при плохом освещении;

не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Воспитатель: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека!

Наша лаборатория это лаборатория чудес, потому, что каждый орган-это чудо подаренное нам. Только благодаря органу слуха - ушам мы можем слышать эту чудесную музыку (звучит музыка). Благодаря органу обоняния - носу мы можем ощущать этот аромат (распылить духи). Благодаря органу зрения - глазам вы видите эту красоту (фейерверк из конфети и шариков). Благодаря органу осязания - коже мы можем потрогать и с помощью органа вкуса ощутить наслаждение, когда пробуем эти замечательные ароматные фрукты.

Спасибо большое всем, на этом наше работа в лаборатории закончилось, пора вернуться в группу.

Дети снимают халаты и садятся за столы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группыКонспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

Физкультурно-познавательный досуг «Пять лучших друзей и помощников» для детей 4–7 летФизкультурно-познавательный досуг «Пять лучших друзей и помощников» для детей 4–7 лет Фотоотчет о физкультурно-познавательном досуге «Пять лучших друзей и помощников» для детей 4-7 лет. Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Изготовление наглядного пособия «Органы дыхания человека» с детьми подготовительной к школе группыИзготовление наглядного пособия «Органы дыхания человека» с детьми подготовительной к школе группы Цель: Продолжать знакомить старших дошкольников с органами дыхания человека. Назначение: Использование индивидуального пособия для дыхательной.

Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств»Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.

Конспект НОД по познавательному развитию «Все должны об этом знать: чувств у человека — пять!» в подготовительной группеКонспект НОД по познавательному развитию «Все должны об этом знать: чувств у человека — пять!» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей со строением собственного тела. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с пятью чувствами, которые помогают нам.

Конспект НОД по ЗОЖ «Внутренние органы человека» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по ЗОЖ в подготовительной к школе группе. Тема: «Внутренние органы человека» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста.

Конспект НОД «Наши помощники — органы чувств» (средняя группа)Конспект НОД «Наши помощники — органы чувств» (средняя группа) Конспект непрерывно - образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники – органы чувств».

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств»Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Васильева Елена Федоровна. Цель: .Сформировать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Пять помощников человека» (органы чувств) — в подготовительной группе
Опубликовано: 14 марта 2021 в 01:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Пять помощников человека» (органы чувств) — в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Городинская (УИ 55556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД