Анна Донская
Конспект НОД «Пять органов чувств» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи: 1. Расширять представление детей о З. О. Ж через опытно-экспериментальную деятельность.
2. Закреплять имеющиеся знания у детей о функции органов; уточнить с помощью опытов, для чего нужны, те или иные органы чувств.
3. Тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.
Развивающие задачи:
1. Формировать умение объяснять полученные данные.
Публикация «Конспект НОД „Пять органов чувств“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
2. Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас.
3. Закреплять гигиенические навыки, бережное отношение к органам чувств.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность.
2. Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор.
Словарная работа: орган слуха, орган зрения, обоняние, осязание, орган вкуса.
Оборудование:
• Фонограмма «Звуки природы»
• Карта-схема «Страна чувств»
• Фрукты, овощи для игры «Узнай по запаху»
• Бумажные воронки по кол-ву детей
• Таз, лейка с водой, металлофон
• Любые игрушки для игры «Определи расстояние», «Форму»
• Стаканчики с жидкостями (сладкой, соленой, кислой, горькой, одноразовые палочки
• Предметы для игры «Определи на ощупь»
Организационный момент :
(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, психогимнастика)
Воспитатель: «Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!»
Упражнение «Доброе утро» на релаксацию. Дети становятся в круг и присаживаются на корточки, закрывают глаза и далее выполняют движения по тексту.
Воспитатель: «Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой! Поздороваться солнышко вышло с тобой! Посмотри, как оно улыбается, новый день, новый день начинается! Это кто у нас проснулся? Кто так сладко потянулся? Мы потянемся-потянемся маленькими не останемся. Вот уже растем-растем. Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята, в одной сказочной «стране Чувств» случилась беда, сильный ураган перепутал все органы чувств и им нужна помощь. Вы же им поможете?
Ответы детей: Да.
- А так, как сейчас время года зима, то давайте отправимся в путь на лыжах (дети имитируют езду на лыжах).
Воспитатель: Вот мы оказались на полянке, осмотритесь-что вы видите? (ответы детей). Да- глаза «орган зрения».
Звучит фонограмма «Звуки природы».
Воспитатель: А что вы слышите? (ответы детей). Да, «ухо-орган слуха»
Воспитатель: Чем может пахнуть зимняя полянка? (ответы детей). Конечно, нос-орган обоняния. Мы с вами вспомнили органы чувств, и сразу за этой полянкой начинается «волшебная страна чувств», а чтобы мы не заблудились, нам поможет карта-схема этой страны. И так в путь!
Воспитатель: Первой на пути у нас «Долина запахов» Какой орган мы здесь подключаем? Что может нос?
Ответы детей: В носу собирается пыль, как воздух проходит по носу, что вредно для дыхания.
Воспитатель: Конечно, нос может чувствовать и запахи. В «Долине запахов» жители вырастили урожай фруктов и овощей, но теперь не могут их определить по запаху, давайте им поможем.
Упражнение «Узнай по запаху» (запах овощей и фруктов)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь расскажите, как ухаживать за органом обоняния - носом? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь мы отправляемся в деревню «Слухачей». Как вы думаете, какой орган хорошо развит у жителей этой деревни?
Ответы детей: Орган слуха -уши.
Воспитатель: Закройте глаза, Что вы услышали? Чем мы слышим?
Ответы детей: Уши помогают нам слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас и т. д.
Воспитатель: Дотроньтесь до своих ушей. Как называется, то за что вы держите? Мы этим слышим или нет?
Ответы детей: Ушные раковины, да слышим.
Воспитатель: Проведем опыт, чтобы убедиться так ли это.
Звучит фонограмма (тихо). Опыты:
1. Возьмем бумажную воронку и подставим ее к уху (звук усилится)
2. Сложите руки рупором и произнесите слово «мама». Почему. голос слышно лучше? (ответы детей) Да, звук не рассеивается по комнате.
3. Закройте глаза и послушайте (капают из лейки в таз воду, что вы услышали? А, если ударить по металлофону, какой будет звук? (ответы детей).А теперь расскажите, как беречь уши?
Воспитатель: Следующим у нас на пути «поселок Зоркий». Скажите, хорошо или плохо, когда человек не видит? Почему плохо? (ответы детей). Конечно же лучше видеть, давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза.
1. Посмотрите, что стоит ближе к вам пирамидка или матрешка? Как, вы, определили? (посмотрели глазами) Значит наши глаза могут определять….(расстояние)
2. Найдите и ответьте, где большая игрушка, где маленькая? Какая палочка длиннее? Что еще могут глаза? (определить размер).
Посмотрим, смогут ли глаза определить форму? Как называется эта фигура? (показываются объемные геометрические фигуры). А теперь расскажите, как нужно беречь глаза? (ответы детей) А чтобы глаза не болели мы можем делать гимнастику для глаз.
Упражнение для глаз «Спираль».
Воспитатель: Теперь нам предстоит пройти «море Вкусов». Для чего человеку язык? (ответы детей) И конечно же, язык-орган вкуса.
Опыт «Определи на вкус» Берем палочку и макаем в жидкость, определяем какая на вкус (сладкая, кислая, горькая, соленая). Как нужно беречь орган вкуса? (ответы детей).
Воспитатель: Нам осталось пройти еще одно испытание «город Недотрога»
Как вы думаете, какой орган там живет? (ответы детей). Проведем опыт «Определи на ощупь» Детям предлагаются предметы мягкие, шершавые, ребристые, колючие и т. д
С помощью чего мы ощущаем предметы? (ответы детей). Это орган -осязания.
Вы отлично справились со всеми заданиями и теперь у жителей «страны Чувств» все в порядке. Давайте подведем итог, что мы знаем об органах чувств в форме игры. Я буду называть слова, а вы отвечать какой орган за это отвечает.
Яркий- глаза—красный
Ароматный- нос- запах
Сладкий—рот- кислый
Больно—кожа- горячо
Стучит- уши- музыка
Молодцы, ребята, вы хорошо закрепили какой орган за что отвечает.
Наше путешествие закончено.