Валентина Дмитриева
Самомассаж лица и артикуляционных органов
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении многих веков китайские целители учились бороться с болезнями, не прибегая к помощи лекарственных средств. Одним из таких методов стал массаж определенных точек, обладающих особыми свойствами и отвечающих за работу того или иного органа.
В настоящее время учителя-логопеды используют нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в своей работе, это становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Публикация «Самомассаж лица и артикуляционных органов» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Вот и я, проработав много лет логопедом, решила искать эффективные средства и методы работы с детьми, направленные на достижение положительных результатов в процессе коррекции речевых нарушений, а также оказывающих оздоравливающее действие на весь организм ребенка.
Одним из таких методов я решила использовать самомассаж лица и артикуляционных органов. Такой самомассаж готовит мышцы ребенка к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Во время самомассажа с детьми мы используем движения: растирание, надавливание, пощипывание, разминание. Такой самомассаж провожу с детьми ежедневно, 2-3 раза в день. Для него не нужно много места.
В своей работе адаптировала и успешно применяю на практике игровой самомассаж лица и артикуляционных органов, как элемент утренней гимнастики, физкультминутки, бодрящей гимнастики на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, в свободной игровой деятельности, после полдника. Длительность упражнения 5-10 минут.
Самомассаж с детьми выполняем, когда в хорошем настроении, спокойны. Перед сеансом я проверяю каждому температуру. Никогда не беру детей на самомассаж с повреждениями кожи (ветрянка, пиодермия, диатез, моем руки.
В процессе сеанса я постоянно общаюсь с детками: пою им песенки, в сказочной форме комментирую все свои действия, включаю музыку. Выполнение приемов самомассажа сопровождаю художественным словом в исполнении самих детей, потешки, считалки, чистоговорки, детские песенки. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют развитию речи.
Дети с удовольствием выполняют упражнения. Подобный массаж при комплексном воздействии дает хорошие результаты. Самомассаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Во время самомассажа ребенок не просто «работает» - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая самомассаж лица и артикуляционных органов, ребенок воздействует на весь организм в целом, а это развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.
Вот примерный самомассаж лица и артикуляционных органов для развития речи.
• «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
• «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
• «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
• «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
• «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
• «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
• «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
• «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
• «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
• «Расческа». Поглаживание губ зубами.
• «Молоточек». Постукивание губ зубами.
• Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
• «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
• «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
• «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
• «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
• «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала почасовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
• Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
• «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
• «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
• «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
• «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
• «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.
• «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
• «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
• Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).
Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).
Смышлёные (слегка пощипать щёки). Учёные (пальцевой душ)
Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).