Маргарита Евгеньевна Кудрявцева
Конспект НОД «Ознакомление с окружающим. Знакомство со свойствами воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
• Социально-комуникативное развитие;
• Речевое развитие;
• Физическое развитие
Цель: Формировать и расширять у детей элементарное знание и представление в области экологии - свойства воды.
Задачи:
Образовательные:
-показать, что при помощи экспериментальной деятельности можно выявить свойства воды : вкус, запах, прозрачность;
-ввести в понимание детей символы в составе схем-напоминаний
Развивающие:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-развивать сохранные анализаторы: вкусовые, обонятельные, зрительные;
-развивать мышление, память связную речь, воображение, любознательность.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность, развивать интерес к экспериментальной форме получения знаний.
Материал: прозрачные стаканы; природный материал; кипяченая вода; молоко; тарелки: с дольками огурца, лука, лимона, мармелада; стаканчики-сюрпризы с запахом духов, кофе, чеснока, апельсина; салфетки бумажные; губки; раствор для мыльных пузырей, значки-символы.
Предварительная работа:
1/Беседа о правильной последовательности и мытье рук.
2/Изготовление и разъяснение схематичных символов при мытье рук.
3/Расстановка схем-символов в правильный последовательный алгоритм.
4/Осознанное понимание правил безопасности при обращении с горячей и холодной водой.
I.Этап. Вводный (2 минуты)
Цель этапа: привлечь внимание детей для плавного перехода из игровой деятельности в образовательную.
Дети дежурят в уголке природы
Воспитатель «нечаянно» проливает воду из лейки на стол: «Ой, я нечаянно пролила воду. Она растекается, течет, сейчас прольется на пол.
Помогите, пожалуйста её собрать.
Дети помогают собрать воду со стола губками и тряпочками.
Ребята, проливаться могут только жидкости. Вода-это жидкость. Вы знаете, а у воды есть ещё много свойств. Давайте выясним, какие они.
Для этого я кое-что приготовила. Вот посмотрите (подходит к столу с заготовками).
Дети подходят к столу и встают около воспитателя.
II. Этап. Основной (15 минут)
Цель этапа: выяснить в ходе экспериментальной деятельности свойства воды : вкус, запах, прозрачность.
1. Сначала давайте узнаем, какой вода имеет вкус.
Дети, с помощью чего мы определяем вкус?
Какие вкусы определяет язык?
Ответы детей.
Давайте это проверим на практике. Закройте глаза и откройте рот.
(Воспитатель на шпажке кладёт в рот каждого ребенка по маленькому ломтику солёного огурца).
«Пробуйте. Какой ещё это вкус?»
Ответы детей:
-солёный
Снова закройте глаза и определите ещё один вкус. (На шпажках воспитатель даёт детям маленькие кусочки лука).
Дети: горький
Теперь определим этот вкус. Закрывайте глаза, попробуйте. (На шпажках дает детям маленькие ломтики лимона).
Закрывают глаза, открывают рот, определяют вкус.
-Кислый
И остался ещё один последний вкус. Определите, какой?
(Даёт по маленькому ломтику мармелада на индивидуальных шпажках).
Закрывают глаза, открывают рот. Определяют сладкий вкус.
Вот и прекрасно, все вкусы мы вспомнили, язык определил вкусы правильно.
А теперь пусть он определит, какого вкуса вода.
Выпейте немного воды и попробуйте определить, какая она на вкус: горькая, соленая, кислая, сладкая или ещё какая-нибудь?
(Предлагает детям кипяченую воду).
Дети пьют воду из индивидуальных стаканчиков.
-Ну как, распробовали?
-Какой у нее вкус?
-У воды есть вкус?
Правильно, язык вам помог определить, что у воды вкуса нет.
А чтобы вы это лучше запомнили, мы обозначим это специальным символом (вывешивает на доску символ с перечеркнутым языком).
См. приложение.
2. Ребята, мы сейчас с вами определим, что у воды нет вкуса, а теперь давайте выясним, есть ли у неё запах?
С помощью чего мы определяем запахи?
Ответы детей.
Правильно. Давайте понюхаем несколько запахов и определим, на что они похожи.
Дети нюхают стаканчики с запахом апельсина, чеснока, духов, кофе и называют их.
Молодцы, правильно определили. Вот сколько запахов знает наш нос. А теперь давайте понюхаем воду. Есть запах?
Значит вода не имеет запаха. И вот об этом нам будет напоминать символ, который говорит о том, что определил нос-вода не имеет запаха. (Вывешивает на доску карточку с перечеркнутым носом)
Тифлофизкультминутка.
Цель. Кратковременный активный отдых и реалаксация глазодвигательных мышц.
Дети, а я знаю одну игру про воду. Давайте в нее поиграем.
Повторяйте за мной:
Так бывает иногда
С неба капает вода
От нее мы убежим
И под крышей посидим
А потом опять
Мы с тобой пойдем гулять
(Повторяют ещё раз с самого начала)
Дети в соответствии с текстом выполняют движения:
-разводят в удивлении руки в стороны
-смотрят вверх и моргают (как бы стряхивая капельки с ресниц)
-бегут в другой конец группы
-приседают и закрывают глаза
-встают
-ходят по группе и смотрят вдаль через окно
3. А сейчас, давайте выясним ещё одно свойство воды.
Посмотрите, у меня здесь два стакана.
Один с водой, другой с молоком.
Сейчас я брошу в каждый стакан по камешку. В стакане с водой
видно камешек.
А в стакане с молоком?
Как вы думаете, почему?
И вода и молоко-это жидкости.
Но сквозь молоко, как сквозь стену, камешка не видно. А сквозь воду, как сквозь стекло, камушек виден.
Сквозь стену мы не видим улицу.
А сквозь стекло окна - видим. Почему?
Ответы детей:
Потому что стекло прозрачное, а стены нет.
Правильно!
Сквозь воду всё видно, так же как сквозь стекло.
Значит вода какая?
Правильно, вода такая же как и стекло-прозрачная.
Дети, а какой орган помогает нам определять то, что вода прозрачная?
Правильно. Глаза!
И напоминает нам о прозрачности вот этот символ (выставляет на доске символ очки с прозрачными стеклами).
4. А теперь, ребята давайте вспомним, что вы знаете про воду из вашего личного опыта. Для чего нужна вода? Как люди её используют?
Ответы детей:
-Воду можно пить
-Можно поливать растения
-Водой моют руки, умываются
-Стирают бельё
А почему на кранах в нашей умывальной комнате метки разного цвета? Что они обозначают?
Правильно. Красная метка напоминает нам об опасности горячей воды.
Вот этот символ (стаканы с синей и красной метками вывешивает на доску).
III. Этап. Итоговый. (3 минуты)
Цель: закрепить полученные знания детей: умение пользоваться планом-схемой, плавно переходить от образовательной деятельности к игровой.
Дети, давайте ещё раз, используя символы, назовём свойства воды.
Дети называют:
-нет вкуса
-нет запаха
-вода прозрачная
А что больше всего вам понравилось, что было самым интересным?
Ответы детей
-Дети, а если в воде растворить мыло, что получиться?
Правильно, получится мыльный раствор, из которого выдувают мыльные пузыри. Давайте поиграем в эту игру.
Играют с мыльными пузырями.