Анна Отаманюк
Конспект НОД, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности детей 5–6 лет, «Путешествие с Капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области Задачи
О. О. Коммуникация - учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно;
- совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.
- учить детей пересказывать, используя опорные схемы.
О. О. Познание Математика:
- формировать умение ориентироваться в пространстве (справа-слева, вверху – внизу);
Конструктивная деятельность :
- развивать умение работать коллективно;
- объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
- помогать друг другу при необходимости.
Окружающий мир:
- воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.
О. О. Труд - совершенствовать умение работать с бумагой – сгибать лист в разных направлениях;
- закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры – сглаживать сгибы.
О. О. Безопасность - закрепить правила безопасного обращения с электроприбором;
- закрепить правила безопасного обращения с горячей водой.
О. О. Здоровье и физическая культура
- совершенствовать приобретенные двигательные умения при выполнении детьми различных упражнений, а также в процессе подвижных игр.
Оборудование:
Мольберт, магнитная доска, сказка «Как капелька стала снежинкой», музыкальный центр, CD-диск с классической музыкой, электрический чайник, тарелка, тонкая бумага голубого цвета, клеевые карандаши, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание снежинок на прогулке. Проведение опытов со снегом и льдом в совместной деятельности. Разучивание подвижной игры «Снежинки».
Ход занятия:
Дети заходят в группу. В группе их встречает Капелька.
Капелька : Здравствуйте, ребята! Я так рада, вы пришли ко мне в гости. Сегодня мы с вами будем путешествовать по моему маленькому саду. И узнаем много интересного. А добираться мы будем с одного места до другого пешком, но не просто пешком, а волшебными шагами.
Ну, что, вперед! До нашей первой остановки мы пойдем змейкой.
Капелька : Итак, наша первая остановка «Экспериментальная».
Вы уже много говорили о круговороте воды в природе, проводили опыты. Сегодня я хочу предложить вам провести еще одно наблюдение. Опыт называется «Откуда берется дождь?» Я включаю чайник.
Ребята, давайте вспомним правила безопасного обращения с электроприборами. Напомните мне их.
Дети: нельзя:
- включать и выключать электрические приборы мокрыми руками;
- выдергивать из розетки за шнур;
- совать в розетку посторонние предметы;
- перерезать провода;
- подходить к оборванным проводам.
Капелька : Молодцы! Знаете правила. А теперь продолжим. Что сейчас будет происходить с водой?
Дети: Она будет нагреваться, а потом закипит.
Капелька : А что произойдет, когда вода закипит?
Дети: Над чайником появится пар.
Капелька : Почему появится пар?
Дети: Пар появится потому, что вода начинает испаряться.
(Над чайником появляется пар)
Капелька : Ребята, а какие правила безопасного обращения с водой, горячим паром вы знаете?
Дети: нельзя – трогать руками горячую воду;
- над паром проводить рукой;
- быть осторожным, когда берешь емкость с горячей водой, нужно брать прихватки.
Капелька : Молодцы! Посмотрите, вода закипела, и над чайником действительно появился пар. Теперь я возьму тарелку и подержу ее над паром.
(Капелька держит прозрачную стеклянную тарелку над чайником)
Что происходит?
Дети: Пар оседает на тарелку. Тарелка запотела. На ней появились капельки. Они стали капать с тарелки обратно в чайник.
Капелька : Ребята, я так рада увидеть своих подружек – капелек. Ведь, я тоже попала сюда точно также как они. Это называется круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется с поверхности земли, пары поднимаются в воздух и собираются высоко в небе в облака, а затем в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода снова попадает на поверхность Земли.
Мы провели этот опыт не случайно. Он напрямую связан со сказкой, которую я вам расскажу. Но, для этого нам нужно перейти на следующую остановку. А пойдем мы на носочках и руки поставим на пояс.
(детям предлагается пройти и присесть на стульчики, стоящие перед мольбертом)
Капелька : Ребята, вот мы и попали на следующую остановку – «Сказочную», усаживайтесь поудобнее, а я включу спокойную музыку и буду вам рассказывать сказку и при этом показывать соответствующие картинки. Сказка называется «Как капелька стала снежинкой». (Приложение № 1)
Готовы?
Дети: Да, готовы!
(Капелька читает сказку)
Капелька : Ребята, вам понравилась сказка про капельку?
Дети: Да!
Капелька : Скажите, а где начинается действие сказки?
Дети: Действие сказки начинается в Африке, на реке Нил.
Капелька : Опишите раннее утро в Африке, на реке Нил. Что делала в это время капелька?
Дети: Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и нежарко. Капелька лежала на листе лотоса, который тихо покачивался на волнах. Капелька подставляла ему, то один бочок, то другой.
Капелька : Чего не знала капелька? И что с ней произошло?
Дети: Капелька и не знала, какое оно коварное, это африканское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и, наконец, капелька почувствовала, что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко.
Капелька : Что произошло дальше с капелькой – облачком?
Дети: Капелька – облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный сфинкс.
Капелька : Кого встретила капелька – облачко вечером? Что они стали делать?
Дети: К вечеру капелька – облачко встретила много других таких же капелек - облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем.
Капелька : Какие приключения ждали капельку в путешествии?
Дети: Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилось белым облаком или грозовой тучей.
Капелька : Какое необыкновенное приключение произошло с капелькой однажды?
Дети: Капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но, самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной высоте загадочного моста. Под мостом раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город.
Капелька : Что подумала капелька – снежинка?
Дети: «Интересно, - подумала капелька. – Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая река и огромный город».
Капелька : Что предстояло узнать капельке – снежинке?
Дети: Ей предстояло узнать, что оказалась она на красивом мосту влюбленных, который раскинулся с одного берега реки Туры на другой. В самом прекрасном на свете городе Тюмени.
Капелька : Понравилась вам сказка про путешествие капельки?
Дети: Да!
Капелька : Ребята, а теперь давайте встанем в кружок на ковре и сделаем пальчиковую гимнастику, называется она «Снежинки» (Приложение № 2).
Капелька : Ну, что, отдохнули? Мы продолжаем наше путешествие по саду. До следующей остановки мы с вами попрыгаем на двух ножках вместе. Ну, вот и прибыли, остановка – «Разговорная». А на этой остановке мы будем пересказывать сказку. Вы можете сесть на коврик и послушать еще раз сказку про капельку. Когда послушаете, то подумайте одну минутку, подготовьтесь и будете пересказывать сказку, глядя на картинки.
(дети пересказывают сказку по частям с опорой на картинки) (Приложение № 3).
Капелька : Молодцы, хорошо сказку пересказали. Двигаемся дальше по нашей тропинке. А пойдем мы до нашей остановки гусиным шагом.
Капелька : Эта остановка будет последняя и называется она «Творческая». Ребята, давайте сделаем нашей капельке – снежинке подружек, чтобы ей было не скучно в нашем городе Тюмени. (Приложение № 4).
Дети: Давайте.
Капелька : А сделаем мы ей снежинки такие красивые, что она с ними сразу же подружится. У вас на столах лежат квадратики и кружочки голубого цвета. Сложите квадраты «конфетками» (дети выполняют задание).
Теперь приклейте две «конфетки» к кружку: одна деталь справа, другая слева. Их углы должны встретиться в центре круга (дети выполняют задание).
Приклейте еще четыре детали (дети выполняют задание).
В центре можно приклеить маленький кружочек (дети выполняют задание).
Капелька : Вот как много чудесных снежинок! Молодцы! Похлопайте себе.
Ребята, наше с вами путешествие по саду подошло к концу. Да мне тоже уже пора собираться в дорогу вместе с вашими снежинками к нашей капельке – снежинке. Мне очень понравилось путешествовать. А вам понравилось?
Дети: Да!
Капелька : Я оставляю вас, до свидания!
Приложение № 1
Сказка «Как капелька стала снежинкой»
Капелька лежала на листе лотоса, который тихо покачивался на волнах большой реки. Река называлась Нил и протекала в далекой Африке.
Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и нежарко. Капелька подставляла ему, то один бочок, то другой. Она и не знала, какое оно коварное, это африканское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и, наконец, капелька почувствовала, что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко.
Капелька – облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный сфинкс. К вечеру капелька – облачко встретила много других таких же капелек - облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем. Много приключений ждало впереди нашу капельку. Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилось белым облаком или грозовой тучей.
Но однажды она проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но, самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромном мосту, который раскинулся с одного берега реки на другой. А по берегам реки поднимался величественный город.
«Интересно, - подумала капелька. – Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая река и огромный город».
Ей еще предстояло узнать, что оказалась она на берегу полноводной реки Туры в самом прекрасном на свете городе Тюмени.
Приложение № 2
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки?
В ладошке вода?
(на первый вопрос сжать кулаки, на второй - разжать)
Куда же исчезли снежинки?
Куда?
(на первый вопрос сжать кулаки, на второй - разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
(мелкие потряхивания расслабленными ладонями).
Н. Нищева
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Капельку по капельке сейчас мы соберём
Стою и снежинки в ладошку ловлю…
Снежинки – подружки для Капельки