Алина Чупрова
Интеграция разных видов деятельности в процессе формирования и развития математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция разных видов деятельности в процессе формирования и развития математических представлений.
В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. В нашем детском саду «Солнышко» с. Борское работа строится на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность. Дети более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно, по мнению О. В. Дыбиной, Н. Н. Поддъякова, Р. М. Чумичевой и др.
Публикация «Интеграция разных видов деятельности в процессе формирования и развития математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интеграция (лат. Integraio – восстановление, восполнение, соединение, целый) понимается как сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений связей между содержательными разделами; состояние связывания отдельных дифференцированных частей и функциональных систем в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Относительно дошкольного возраста идея интеграции содержательных разделов и деятельности основана на : необходимости целостного «видения» и осуществления развития детей; более глубоком осознании осваиваемого содержания в том случае, если оно представлено во всевозможных связях и отношениях (что и обеспечивает интеграция).
Используя интеграцию в своей практике стараюсь: активизировать интерес детей к осваиваемой проблеме и к познанию в целом; способствую обобщению и системности знаний и комплексному решению проблем; интеграция обеспечивает перенос освоенного в новые условия.
В раннем и дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно – двигательном способе познания. Данный опыт приобретается в разнообразных деятельностях (первоначально – предметных, позже – продуктивных (рисование, лепка, конструирование и т. д., которые как бы обогащают друг друга.
Представления и умения применяются детьми для решения разного вида задач и проблемных ситуаций. Например, знакомлю детей с новыми математическими представлениями и понятиями с помощью использования художественного слова (пословиц, поговорок, загадок, сказки, рассказы, стихи, в которых представлено некоторое математическое содержание в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме. Детям предлагаю сказки и рассказы, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Ш. Перро «Мальчик с пальчик», Г. Остер «38 попугаев», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены» и др., а также произведения, в названии которых присутствуют числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка» и др.).
В процессе конструирования построек (домов, улиц, и т. п.) дети осваивают пространственное расположение деталей на плоскости и в трехмерном пространстве, пространственные отношения между ними; определяют размерное соотношение всей постройки и ее элементов, а также количество недостающих элементов, устанавливают отношение часть – целое при объединении деталей и т. п.
На доступных примерах показываю взаимосвязь математических категорий, событий и явлений мира. Например, дети в процессе освоения числа 1 обсуждают, что в единственном числе встречается планета Земля, солнце, мама, каждый из нас и т. п. ; при изучении числа 4 – четыре части суток, четыре части света, четыре угла у квадрата, четыре конечности у животного и т. п. Изменения в природе диктуют разделение суток на четыре части (утро – день – вечер - ночь, сезоны, цикличность (год). Богатство природных объектов создает условия для эффективного освоения многообразия форм, размеров, пропорциональных соотношений, симметрии и асимметрии и т. п. (листья, лепестки цветов, плоды разных форм и размеров, симметричное – асимметричное расположение побегов и т. п.)
В процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения, анализировать условия, рассуждать.
В процессе освоения представлений о ресурсах, доходах – расходах, бюджете, выгодных предложениях (на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, способствующие развитию математических представлений и действий.
Варианты интеграции :
- организация исследовательских и информационных детских проектов, например, «Большие и маленькие», «Где чей дом?», «Семья» и т. п. ;
- использование природного материала в процессе упражнений и игр на группировку, сортировку, упорядочивание, в которых сочетаются освоение логических операций, действий с множествами и освоение особенностей данных природных материалов;
- использование сюжетно – ролевых игр, например, «Супермаркет», в которой представлены разные отделы : бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т. п. детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т. п., осуществить взвешивание, завертывание и т. п. Используем кассы, монеты и т. п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т. п., и математические представления и умения.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды.
Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир, и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.