Наталия Лимонова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие с Капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: «Путешествие с Капелькой»
Возраст детей: 3-4 года вторая младшая группа
Лимонова Наталия Владимировна – воспитатель, стаж работы -11 лет, первая квалификационная категория
Образовательная организация:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Путешествие с Капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» города Макарьева макарьевского муниципального района Костромской области
Почтовый адрес: 157460 Костромская область, город Макарьев, ул. Окружная дом 47А
Телефон 8(494-45) 55-5-77
Адрес электронной почты: rosinka.makariev@mail.ru
Макарьев 2015
Цель: Формирование у детей представления о воде.
Психолого педагогические задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей со свойствами воды.
• Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё.
• Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение, делать простые выводы.
Развивающие:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
• Развивать любознательность, мышление, речь, зрительное и слуховое воспириятие.
• Развитие двигательных навыков.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности : познвательно – исследовательская, двигательная.
Формы организации детей: совместная деятельность.
Методы и приё мы:
• Словесный (вопросы, краткая беседа, художественное слово).
• Наглядный (рассматривание картинок о воде).
• Игровой (приход игрового персонажа, игра «Капелька и тучка»).
• Практический (выполнение практических опытов).
Материалы и оборудование:
• Капелька – игрушка.
• Колокольчик.
• Стаканчики по 2 на каждого ребёнка.
• Кипячёная вода.
• Стакан с подкрашенной водой.
• Чашки с кипячёной водой по количеству детей.
• Салфетки.
• Стакан.
• Ведёрко.
• Ложка.
• Сосуд с водой.
Словарная работа: ввести в детский словарь новое слово «жидкость».
Предварительная работа:
• Серия игр – экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
• Заучивание стихов, песенок о воде.
• Сюжетные игры «Купание куклы», «Постираем бельё для куклы».
• Чтение художественной литерратуры (С. Прокофьев «Про серую точку», словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»)
Ход непосредственно - образовательной деятельности
1 этап. Вводная. Создание образовательной ситуации.
(звучит колокольчик)
Воспитатель: «Колокольчики звенят,
Пригласить они хотят,
Где ребятам интересно?
Ну, а там где неизвестно»
Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать куда сегодня нас колокольчики приглашают?
Дети:
Воспитатель: А приглашают они вас в путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете. Закройте глаза и прислушайтесь.
(Звучит аудиозапись «Журчание ручейка»)
Воспитатель: Да, действительно, мы услышали, как плещется вода. Это журчит ручей и сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в Царство Воды. Но, чтобы мы не заблудились к нам в гости пришла Капелька, и вместе с нами отправится в путешествие. Только где она?
Воспитатель: Кажется я её слышу!
«Кап-кап –капелька,
Дождевая сабелька.
Ты скорее выходи,
Нас в дороге проводи»
(дети закрывают глаза, звучит запись воды, появляется Капелька)
2 этап. Основная. Практическая часть.
Воспитатель: А вот и Капелька, давайте с ней поздороваемся. Эта Капелька много видела, много знает о воде. «Вы слыхали о воде, говорят она везде». Дети давайте поиграем с Капелькой. Мы Капельку будем передавать по кругу, но при этом будем называть где её можно встретить.
(дети передают Капельку по кругу и называют)
Воспитатель: Правильно дети. Капелька – маленькая частица воды. Она бывает очень разной. Вода – это реки, озёра, моря, океаны. Она как волшебница умеет превращатся в росу, лёд, снег, может полится дождиком.
Воспитатель: Дети, Капелька для вас приготовила сюрприз.
(дети проходят к столам, на которых стоят стаканчики с водой)
Воспитатель: Дети скажите, что это?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте сейчас выясним, что же такое вода?
(Воспитатель переливает воду из бутылки в ведёрко, из ведёрка в кружку, из кружки в стакан).
Воспитатель: Посмотрите, что я делаю с водой?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода течёт. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду). Вот мы с вами и выяснили, что вода – это жидкость. Давайте все вместе скажем «жидкость».
Воспитатель: А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а вдругую руку стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, он тяжёлый. А пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Горькая? Сладкая?
(ответы детей)
Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. А если мы с вами добавим соль, какая будет вода?
(ответы детей)
Воспитатель: А если сахарный песок?
(ответы детей)
Воспитатель: Дети, а вы любите играть в прятки? А сейчас Капелька хочет поиграть с вами в прятки. Давайте попробуем спрятать в воде ложку. Вот у меня два стакана. Попробуйте найти куда я спрячу ложку. (Сначала ложку опустить в чистую воду, затем в подкрашенную).
Воспитатель: Почему вы первый раз быстро увидели ложку?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, в первом стакане вода была чистая, прозрачная.
Воспитатель: Капельке очень понравилось наше путешествие. Вы сегодня были как настоящие учёные, делали опыты и сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру «Капелька и тучка».
Игра «Капелька и тучка».
Воспитатель: «Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю колдовать,
Больше нет здесь детей
Превратились в капельки скорей!»
Воспитатель: Пришла весна. Засветило ярко солнышко,запели птички, вдруг набежала тучка и пошёл дождик. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (взявшись за руки парами образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане. А потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
Воспитатель: Дети, нашей Капельке тоже пора возвращаться к маме – тучке, ей очень понравилось с нами путешествовать. Капелька обещает ещё к нам прийти и приготовит для нас новые сюрпризы. Давайте скажем Капельке до свидания.
(Звучит колокольчик).
«Колокольчики звенят
Нас позвать они хотят,
Возвращайтесь в детский сад,
Игры заждались ребят».
3 этап. Заключительная. Рефлексия деятельности.
Воспитатель: - Ну вот и закончилось наше путешествие.
- Вам понравилось?
- А что вы узнали нового?
- Что было для вас трудным?
Литература используемая при написании конспекта :
• Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.
• Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. М. : сфера 2010 год.