Алена Кондакова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности»
Актуальность темы
В настоящее время произошли изменения в жизни нашего государства, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому, одной из задач, которую ставит ФГОС перед дошкольным образованием, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играют различные виды деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов детской деятельности» размещена в разделах
В своей работе я опираюсь на методические разработки Комаровой Т. С., Лыковой, Киселевой О. И., Березиной В. Г., Маханевой М. Д
Необходимо четко видеть перед собой задачи по достижению цели развития творческих способностей детей. Их я поставила 3 (выкладываю стебель с листьями).
1. Создать условия для развития творческих способностей детей.
2. Сформировать знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать свой творческий замысел.
3. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, сформировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского творчества.
Решение задачи по созданию условий для развития творческих способностей детей вижу через :
Создание развивающей предметно-пространнственной среды в соответствии со стандартами дошкольного образования,
так как именно среда играет огромную роль в развитии творческих способностей ребенка. При создании среды, стремлюсь к тому, чтобы она не только способствовала совместной творческой деятельности детей и взрослого, но и являлась основой самостоятельного творчества каждого ребенка, обеспечивала бы право и свободу выбора на любимое занятие. Поэтому в зоне театрализованной деятельности предлагаю детям различные виды театров (пальчиковый, настольный, би-ба-бо и др.)
Развитию любознательности и исследовательского интереса способствует уголок ряжения, где дети используют различные костюмы, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям.
Уголок изодеятельности наполняю различными материалами : карандашами, фломастерами, красками, различными видами бумаг, репродукциями картин, схемами рисования и т. д.
Обогащение дошкольников яркими впечатлениями считаю не менее важным условием,
так как, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Накоплению эмоционально-интеллектуального опыта способствует организация целенаправленной досуговой деятельности. Помимо традиционных мероприятий: День Знаний, Новый год, Международный женский день, День защитников Отечества, День Победы, каждую неделю для детей проводятся различные развлекательные мероприятия (викторины, просмотр познавательных презентаций, спортивные эстафеты, посиделки).
Праздники проводим не в виде отчетные концертов для родителей, а как игровые программы, чтобы доставить радость не только родителям, но и детям.
Активно принимаем участие в социально-значимых мероприятиях: «День работника леса», «День пожилого человека», «День матери».
По возможности посещаем музеи (школьный музей, «Кошкин дом», участвуем в мероприятиях школы, посещаем концерты Дома культуры.
Задачу по формированию знаний, способов действий, позволяющих ребенку реализовать свой замысел, решаю через тщательный отбор наиболее эффективных форм организации обучения детей
Обучение проходит в различных формах :
- на занятиях по художественно-эстетическому развитию (лепке, рисовании, аппликации);
- на занятиях по дополнительному образованию (разработала и реализую программы кружков «Волшебный завиток», «Мы – артисты»);
- в совместной деятельности по подготовки к праздникам и театрализованной деятельности;
- в форме индивидуального обучения.
Немаловажное значение отвожу мотивации задания.
Для того чтобы занятия были увлекательными и ребята заинтересовались в выполнении различных работ я использую различные приемы мотивации :
«Помоги игрушке» - ребенок выступает в роли помощника и защитника,
«Подарок маме»- такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для своих близких.
«Научи меня» -прием мотивации основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Для поддержания интереса детей к изодеятельности
широко использую нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные способы рисования достаточно просты по технологии и напоминают игру: рисование свечой, восковыми мелками, ватной палочкой, тампонирование, кляксография, граттаж, техника монотипия.
Во время работы с детьми поддерживаю проявления детской самостоятельности, инициативности, индивидуальности.
Считаю, что важно учесть и темперамент, и характер, и особенности психических функций, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит работа.
Поэтому стараюсь установить доверительное отношение с каждым ребенком на начальном этапе работы, чтобы он видел мой интерес к нему, чувствовал, что его переживания находят живой искренний отклик.
Для поддержания инициативности вместе с детьми устраиваем и красиво оформляем выставки, организуем концерты, театрализованные представления.
Достичь цели по развитию творческих способностей детей невозможно без вовлечения родителей в совместную творческую деятельность, формирование их психолого-педагогическую компетентности в области детского художественного творчества.
Известно, что первые шаги в мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, «опираясь» на близких людей, на их ценностные ориентиры, а исследования Н. М. Лебедевой, М. С. Яницкого, говорят о том, что родители на современном этапе ориентируются в основном на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость и мало обращают внимание на творчество. Поэтому,для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в области детского художественного творчества,
( Отгибаю8 лепесток: повышения психолого-педагогической компетентности родителей)
использую такие традиционные формы работы как консультации(«Как развивать воображение ребенка», «Виды театров», «Развивайте детское художественное творчество», родительские собрания («Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей», просмотр открытых занятий.
А также привлекаю родителей к совместной творческой деятельности
через создание выставок («Новогодние подарки», «Природное чудо», «Наши защитники»); выступление в праздниках( «Новогодние приключения», «Сладкий подарок»); подготовке к участию в конкурсах.
Проделанная работа имеет свои результаты:
1. По результатам диагностики (автор-составитель Ю. А. Афонькина) :
дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность; овладели в соответствии с возрастом техниками нетрадиционного рисования; через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения; дети стали раскрепощаться и творить.
2. Детские работы приняли участие во многих конкурсах изобразительного искусства, на которых были отмечены грамотами и дипломами: «Подарок ветерану», «Пасхальные радости», «Мои ласковые руки».
3. Воспитанники ежегодно становятся участниками и призё рами мероприятий разного уровня:
-победители в номинации «Лучшее актёрское мастерство» на районном фестивале детских спектаклей (2014г.,
- районный конкурс литературно-музыкальных композиций «И помнит мир спасённый» (3 место - 2015г.);
4. В 2015 году для жителей посёлка воспитанники детского сада представили концерт «Мы маленькие звёзды».