Валентина Кузьмина
Конспект НОД «Опасные и необходимые предметы в быту»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная.
Цель: закреплять у детей представление об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Развивать способность анализировать загадки на основе сравнения двух предметов с общими внешними признаками, делать собственные умозаключения.
- Упражнять в использовании простых форм объяснительной речи.
Публикация «Конспект НОД „Опасные и необходимые предметы в быту“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опасные предметы
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- Закрепить знания об опасных предметах.
- Создавать условия, побуждающие к самостоятельным действиям.
Воспитывать желание помочь другому в затруднительной ситуации
Задачи:
Образовательная:
Дать представления о предметах, опасных для жизни и здоровья детей, с которыми они встречаются в быту. Помогать самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Активизировать в речи названия предметов.
Развивающая:
Развивать речь, мышление, а также устойчивый интерес к познанию окружающего мира, умение сравнивать два предмета.
Воспитательная:
Воспитывать самостоятельность, ответственность, умение работать в коллективе.
Материал: Телефон, пары картинок с изображением предметов со сходными внешними признаками: гвоздь - гриб, спички - матрёшки, чайник - кастрюля, утюг - холодильник, молоток - барабанные палочки, ножницы - очки; кукольный персонаж - Петрушка, ватман, клей, силуэты опасных предметов, конверт с фишками.
Демонстрационный: презентация «Загадки». К каждой загадке показ соответствующей картинки.
Ожидаемый результат: усвоение алгоритма правильных действий при возникновении опасной ситуации, закрепить умение избегать потенциально опасных ситуаций в быту.
Ход занятия:
Раздаётся телефонный звонок, воспитатель берё т трубку: Алло! Я Вас слушаю. (Внимательно слушает, затем кладёт трубку). Ребята, звонил наш старый знакомый
- Петрушка. Он собирается к нам в гости, но мне показалось, что он очень расстроен. Что же случилось?
(Стук в дверь. Появляется Петрушка, говорит грустным голосом.)
- Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Петрушка!
-По-моему, ты чем-то расстроен. Расскажи нам, что случилось?
- Ребята, вы знаете, как я люблю всё новое! Вчера мне подарили набор картинок с загадками. Я их читал, рассматривал, а потом нечаянно уронил, и они все перепутались. Теперь никак не могу к загадке найти правильную картинку-отгадку.
- Ребята, поможем Петрушке?
-Да!
-Ты, Петрушка, читай загадки, а ребята будут их внимательно слушать и постараются найти отгадки.
(К каждой загадке выставляется по две картинки, где изображены предметы с общими внешними признаками, например, гвоздь и гриб. Дети среди них находят нужную картинку-отгадку и объясняют свой выбор.)
- Без головы но в шляпе, да одна железная ножка без сапожка.
Дети: Гвоздь.
Воспитатель: Почему вы так решили? Может быть, это гриб, ведь у него тоже есть шляпка и ножка?
Дети: Это гвоздь, потому что в загадке говорится, что у него ножка железная.
-Когда человеку нужны гвозди?
Петрушка: Эти дружные сестрички весь денёк добывают огонёк.
Дети: Это - спички.
Воспитатель: А может быть, матрёшки, ведь они тоже дружные и живут все вместе?
Дети: Нет, матрёшки не добывают огонь, только спички могут зажечь его.
-В каких ситуациях человеку нужны спички?
Петрушка:
Железный клюв,
деревянная шея,
Он стучит: «тук—тук—тук!»
Дети: Молоток.
Воспитатель: Может быть, это барабанные палочки? Они тоже громко стучат: тук-тук.
Дети: Палочки стучат по барабану, гвозди ими не забивают.
-Для чего и когда человеку нужен молоток?
Петрушка:
Пузатый, с круглыми боками,
носатый
На столе сопел, сопел
Потом, вдруг нечаянно
загудел и засвистел.
Дети: Чайник.
Воспитатель: А может быть кастрюля? Она тоже круглая. С круглыми боками.
Дети: У неё нет носика.
-Когда закипит вода в чайнике она какая? Правильно.
Петрушка:
Два кольца, две ножки, а посередине гвоздик
режут, вырезают
мамочке шить помогают.
Дети: Ножницы.
Воспитатель: А по-моему - это очки. У них тоже есть два кольца.
Дети: А гвоздика посередине нет!
- Когда бывают нужны человеку ножницы?
Петрушка: То назад, то вперёд
Ходит блестящий и гладкий пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море.
Дети: Утюг.
Воспитатель: А может холодильник, он тоже блестящий и гладкий.
Дети: Но холодильником не разглаживают складки, это делают горячим утюгом, а в холодильнике холодно и там хранят продукты.
-Когда используют утюг взрослые?
Воспитатель: Видишь Петрушка, ребята помогли тебе - подобрали к твоим загадкам правильные картинки-отгадки. Какие предметы на них изображены? Назовите все эти предметы, одним словом.
-опасные предметы.
Сейчас мы с вами будем играть в игру, которая называется
"Можно - нельзя". Но сначала нужно найти конверт с фишками, без которых в этой игре не обойтись. Кто первый его найдёт, тот выложит их на столе.
(Дети ищут конверт. Нашедший ребёнок высыпает фишки красного и зелёного цвета на стол. Воспитатель выкладывает картинки с изображением опасных предметов в ряд.)
Воспитатель: Как одним словом называются эти предметы?
Дети: Опасные.
Петрушка: А что в них опасного?
Дети: Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения взрослых, то может произойти несчастный случай. Это - не игрушки.
Воспитатель: Для того, чтобы играть в игру "Можно - нельзя", каждому из вас надо взять со стола по одной красной и по одной зелёной фишке. Красный цвет обозначает, что этим предметом пользоваться детям самостоятельно нельзя. Зелёный цвет - этим предметом пользоваться можно, но очень осторожно.
Дети взяли фишки.
воспитатель: Сейчас я буду показывать картинки с изображениями предметов, а вы должны определить : можно детям пользоваться этим предметом самостоятельно или нет, и поднять фишку нужного цвета. Вот картинка с изображением чайника. Какого цвета фишку надо поднять?
Дети: Красного, потому что кипятком можно обжечься.
Аналогичные вопросы задаются к каждой картинке.
После завершения игры говорит Петрушка: Какие вы, ребята, молодцы - так помогли мне сегодня! Но я пока плохо запомнил, какими из этих предметов пользоваться детям запрещено, а какими - можно, но очень осторожно.
Воспитатель: Не расстраивайся, Петрушка. Чтобы ты всё хорошо запомнил, ребята могут сделать плакат "Осторожно, опасные предметы!"
Воспитатель: Ребята, на столах лежат уже вырезанные силуэты опасных предметов. Наклеите их на большой лист и у вас получится плакат.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Сколько получилось опасных предметов?
-ответы детей.
— Ребята, давайте повторим правила безопасности :
-Все острые, колющие и режущие предметы обязательно нужно класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Дома опасные предметы
Ты на место положи.
Не раскидывай их,
Убери их все на стол или на полку
Если вдруг уж ты достал,
Убери, откуда взял.
Не суй в розетку пальчик
Ни девочка, ни мальчик!
-Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении.
-Не нужно включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.
Воспитатель: Но это не все опасные предметы, которые есть в каждом доме.
Об остальных мы поговорим в следующий раз. Петрушка, этот плакат мы дарим тебе! Изучай его.
- Большое спасибо ребята, что помогли мне разобраться? До свидания!
-Ребята, что вам больше всего понравилось?
-Что больше всего запомнилось?