Савина Ольга
Конспект НОД «Составления описательного рассказа «Весна» с использованием мнемотаблицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9
Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
Подготовил:
Воспитатель
Савина О. В.
г. о. г. Выкса
2018г.
Цель: составление описательного рассказа о весне с опорой на мнемоталицы.
Задачи:
Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями (подбирая слова признаки).
Публикация «Конспект НОД „Составления описательного рассказа „Весна“ с использованием мнемотаблицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по набору мнемотаблиц.
Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
Упражнять детей в умении рассказывать о весне с использованием мнемотаблиц в логической последовательности.
Закрепить представление детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Средства: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты, письмо в конверте, воздушный шар, мяч, иллюстрация «Пингвин», магнитофон (аудизапись для динамических пауз).
Предварительная работа: Наблюдения в природе; чтение книг о Севере, Антарктиде, наблюдения за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», чтение стихов рассказов сказок о весне, рассматривание картин о весне, альбомов иллюстраций по теме «Весна», беседы о весне и ее признаках. разучивание пословиц, поговорок, народных примет о весне, о птицах, дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом», рисование по теме «Весна».
Методы и приемы:словесный : беседав, чтение письма оот пингвина, вопросы, составление рассказов с помощью мнемотаблиц. метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
Игровой: дидактические игры: «Добавь словечко» ,»Какая, какое?»»Скажи правильно», «Скажи правильно», «Блиц опрос», пальчиковая игра «Цветы. динамическая пауза «Пришла весна». Игровые упражнения:»Составь словосочетание» «Придумай предложение»». Прием «радуга настроения».
Интеграция образовательных областей:
• «Физическое развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие (музыка)»
• «Познавательное»
• «Социально-коммуникативное»
Ход НОД
(Дети входят в группу и встают полукругом, здороваются с гостями).
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро,- нам шепчут цветы,
Доброе утро – журчат ручейки,
Доброе утро,- шумят тополя,
Доброе утро,- родная земля.
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам!
После таких слов стало еще больше радости и светлых лиц.
Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик, здесь письмо1 Хотите узнать, что в нем написано?
-Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята1Пишет вам маленький пингвиненок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите, пожалуйста?».
Пингвиненок.
Проблемная ситуация.
Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям? – Правильно,мы можем поговорить про весну, рассказать о ней.
-Ребята, а где живут пингвины?
-Молодцы, правильно!
-А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (ответы детей)
Итак, давайте поговорим о весне.
-Что же такое весна?
-После, какого времени года приходит весна?
Какие приметы весны вы знаете?
-Ребята, как называются первые цветы? (первоцветы)
- Какие цветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы)
1. Пальчиковая игра «Цветы»
Наши дивные цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши дивные цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
А теперь поиграем со словом весна.
2. Игра «Добавь словечко»
• Пришла….
• Мы ждали….
• Мы рады…
• Мы встречали …
• Мы будем гулять….
• Мы поём песни о ….
Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной.
Расскажите — какая бывает весна?
3. Игра «Какая, какое?»
Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…
Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…
Солнце (какое) - яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…
Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…
Небо (какое) - голубое, облачное, серое…
4. Встаньте в круг. Ребята, давайте скажем слова со словом «весенний» :
Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,
например: день — весенний день, погода — весенняя погода,
солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.
(Дети называют словосочетания.)
5. А сейчас Блиц опрос.
- Что такое блиц опрос? (Быстрый опрос - ответы те, которые вам первые приходят в голову.)
Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)
• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?
• Порхают птички или жучки? А что делают жучки?
• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?
• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?
• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?
• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?
• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?
• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?
- Как называется явление природы, когда с крыши тают и капают сосульки?- Это явление природы называется капель.
6. - А сейчас давайте придумаем предложения про весну,
каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Весной солнце светит ярче, теплее.
Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.
Весной облака легкие, перистые, пушистые.
Весной на крышах домов тают сосульки.
Весной на деревьях появляются зелёные листики.
Весной появляются первый цветы.
Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.
Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.
Весной животные просыпаются после зимней спячки.
Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.
Весной с юга прилетают птицы.
Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.
Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.
- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.
7. Физкультминутка «Весна пришла».
- Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?
- Молодцы, правильно.
- Какие ещё вы знаете пословицы о весне?
Дети рассказывают пословицы о весне.
- Давайте, расскажем пингвинёнку - какая бывает весна?
- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.
В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите таблички о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.
- Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы о весне и отошлём пингвинятам.
(Дети составляют рассказы о весне с опорой на мнемотаблицы).
8. Рефлексия.
- Спасибо, ребята. Вам понравились рассказы о весне? А что мы делали для того, чтобы получились интересные рассказы? (ответы детей).
А кто из вас испытывал затруднения? Что вам особенно понравилось? (ответы детей). Для кого мы составляли эти рассказы?
- Мы запишем ваши рассказы о весне и отошлем пингвинятам. Я думаю, они будут очень довольны, что вы помогли им узнать, что такое весна.
Вы сегодня молодцы, показали хорошие знания. Мне очень интересно узнать, какое у вас сейчас настроение, довольны ли вы собой? Я предлагаю вам обозначить свое настроение с помощью значков настроения. Если у вас на душе светло и радостно –солнышко, а если вам грустно –тучка. Хорошо, у меня тоже радостное настроение, потому что. мы с вами сделали хорошее, доброе дело. Какое? (ответ детей)
-Правильно, помогли Пингвиненку и его друзьям. Спасибо вам за это!