Татьяна Костина
НОД в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине И. И. Бродского «Опавшие листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление описательного рассказа по картине И. И. Бродского
«Опавшие листья».
Цель: развитие связной речи и познавательной активности у детей в ходе составления описательного рассказа по картине.
Задачи:
• продолжать формировать навык составления описательного рассказа по пейзажной картине;
Публикация «НОД в старшей группе, Составление описательного рассказа по картине И, И, Бродского „Опавшие листья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• употреблять в речи грамматически правильно составленных предложений;
• употреблять слова обозначающие оттенки цветов;
• развивать наблюдательность и зрительное восприятие;
• развивать логическое мышление и творческое воображение;
• развивать интерес к непринужденной беседе и правильно отвечать на вопросы;
• воспитывать чувство прекрасного, любви к природе через произведение живописи.
Оборудование:
картина «Опавшие листья» И. И. Бродский;
схема – описание пейзажа;
мольберт;
магниты.
Предварительная работа:
• рассматривание и описание картин «Золотая осень» И. И. Левитан; «Сентябрьский снег» И. Э. Грабарь;
• чтение стихов об осени; загадок
• наблюдения на прогулке за изменениями в природе осенью.
Ход:
1. Организационный момент (дети стоят полукругом)
Пальчиковая гимнастика. «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы,
(загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет принесем
(разводим руки в стороны).
Воспитатель: Ребята, я принесла вам картину. Посмотрите на нее и скажите что это за жанр живописи. Почему? (ответы детей)
2. Работа по картине. Беседа.
Воспитатель:
Что вы видите на картине?
Какое время года изобразил художник?
По каким признакам определили?
Что можно сказать о погоде того дня?
Какие цвета преобладают в картине? Почему?
Какое настроение несет в себе картина?
Как бы вы назвали эту картину?
(ответы детей)
Воспитатель: Художник назвал эту картину «Опавшие лисья». А звали его
Исаак Израилевич Бродский.
На картине изображен тихий и ясный день ранней осени. Лето закончилось. Осень
вступила уже в свои права. Но на деревьях видны последние зеленые листочки.
Сквозь ветви старых деревьев проглядывает голубое чистое небо. Солнце светит ярко и
дарит свое тепло. Кажется, все замерло.
На переднем плане мы видим одну из комнат дачного домика, скорее всего это веранда.
Такое ощущение, что мы смотрим из глубины дома. Дверь широко распахнута на улицу у
входа стоят низенькие табуретки. Создается впечатление, что хозяева этого домика
просто вышли погулять и скоро вернуться. Пол усеян опавшими листьями, который
сорвал осенний ветер и занес их на веранду
Глядя на эту картину все же видно, что хозяева вернуться в этот домик не скоро, а лишь
с наступлением лета. Настроение у картины радостное, солнечное не смотря на то что
осень это увядание природы.
Художник в картине передал красоту и величие природы.
3. Зрительная гимнастика. «Листопад» Ю. Вакуленко
Листопад, листопад (движения глазами вверх-вниз)
Листья желтые летят
Желтый клен, желтый бук (движения глазами влево - вправо)
Желтый в небе солнца круг (движения глазами вверх, по кругу)
Желтый двор, желтый дом (движения глазами вниз, вдаль)
Вся земля желта кругом (движения глазами по кругу)
Динамическая пауза.
Мы идем в осенний лес (ходьба на месте)
А в лесу полно чудес! (разводят руки в стороны, удивляются)
Дождь вчера в лесу прошел - (потряхивают кистями обеих рук)
Это очень хорошо! (хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать (приставляют ладонь ко лбу и смотрят в стороны)
И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой «корзина»)
Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках)
На пеньке опята,
А во мху лисички –
Рыжие сестрички.
Подосиновик, груздок
Полезайте в кузовок!
Ну, а ты мухомор (грозят указательным пальцем)
Украшай осенний бор. (разводят руки в стороны, улыбаются)
Отдохнули, вот и славно поговорим теперь о главном.
4. Составление описательного рассказа детьми по схеме. (Приложение 1,2)
2 – 3 ребенка составляют описательный рассказ по схеме. Воспитатель помогает
наводящими вопросами в случае затруднения.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня постарались и составили рассказы по картине и все
они получились разные. Скажите, как называется эта картина? Кто запомнил, как зовут
художника? (ответы детей)
Предложить детям побыть художниками и дома совместно с родителями
нарисовать осенний пейзаж и принести в детский сад для оформления выставки «Здравствуй осень, в гости просим»
Приложение 1
Вопросы к схеме наглядного моделирования по картине.
1. Что нарисовал художник на своей картине? Как называются картины изображающие природу? (пейзаж)
2. Что изображено на переднем плане (близко, крупно?
Что слева, справа, на заднем плане (далеко?
3. Какие деревья, кусты (река) изобразил художник? Что можно сказать о них рассказать?
4. Какое время изобразил художник?
5. Какая погода на картине?
6. Какие цвета, оттенки использовал художник для передачи состояния погоды, времени года?
7. Какое настроение вызывает у вас данная картина? В каком месте картины вы хотели бы очутиться? Что увидели, услышали, почувствовали?
8. Как вы думаете, о чем хотел сказать художник, рисуя этот пейзаж?